С детства запали фразы "цагаловка началась", "а что ты хотел, цагаловка же". В те далекие, ещё советские времена "цагаловка" для меня ассоциировалась исключительно с сильными ветрами в феврале. Я не помню, отмечали ли Сагалгаан в те времена мои близкие родственники, но фразы врезались в память с далекого детства.
Только уже в 90-е годы, вернувшись в Улан-Удэ после учебы в ИГУ, "цагаловка" стала более понятной. "Цагаловка" - это скорее монгольский вариант произношения, а по-бурятски звучит несколько мягче - "сагаловка". И совсем не ветры, а точнее ветры - это вторично, а традиции и обычаи бурятского народа.
Тогда же, в далеком детстве, эти фразы из уст моих русских родных были не случайны.
Мой дед по отцовской линии пережил страшное детство. Родился в зажиточной крестьянской семье в 1914 году. Мать рано умерла, оставив отца с тремя сыновьями. В лихие годы гражданской войны отец решил перейти со стадами в Монголию. Но во время перехода они растерялись: отец с одним сыном и стадами перешел, а два малолетних сына остались на территории Бурятии. Это были мой дед и его старший на пару лет брат, который после этого сразу же потерялся. Дедушку, в то время 5-летнего пацаненка, приютила бурятская семья. Приютила, воспитала, поставила на ноги.
В Великую Очественную дед работал в тылу и воевал на восточном фронте, с японцами, за что получил несколько медалей.
Дед Кирилл хорошо знал бурятский язык. Опять же с детства запомнилось "бацага", "бацагашка", то есть девочка. Когда приходили с сестрой к бабушке с дедушкой, дед говорил " наши бацагашки пришли". Среди многочисленных внуков мы с сестрой были чуть ли единственными "бацагашками", остальные - "хубуунчики", мальчики.
Своим именем я тоже обязана деду. Когда мои родители сообщили, что хотят назвать меня Алей, дед Кирилл сказал: " Какая Аля? НАТАША!"
Уже в 90-е, пытаясь собрать истоки, узнала от деда нашу родословную до седьмого колена. Захар, Зиновей, Григорий, Кирилл, Дмитрий, я и Ромка. В родове - куча всего намешано, были и евреи и цыгане. Узнала и о том, что его бабка - Прасковея Катышевская из Польши, весьма образованная женщина своего времени - была отправлена на волне многочисленных ссылок в 19 веке на поселение в Бурятию, где организовала одну из первых женских школ и держала салон, где собиралась местная интеллигенция.
Дед с бабушкой Лидой были очень добрыми и мудрыми людьми. Для моей мамы брак с отцом в 66-ом году был вторым. Мама до сих пор вспоминает о том радушии, с которым её приняли в новую семью, не спрашивая о прошлом, и постоянно помогали делом и словом.
У меня же остались самые светлые воспоминания о деде Кирилле и бабе Лиде. Мне с детства казалось, что я - их любимица, хотя, думается, всех своих 18 внуков они любили одинаково щедро. Они искренне гордились моими достижениями в шахматах, учебе. Я не помню ни одного дурного слова, ни одной ругани в мою сторону, лишь только поддержку.
Глубоко врезался в память случай, когда я с двоюродным братом -одногодкой в возрасте лет семи в августе выкопали всю морковь в грядках, соревнусь, кто найдет самую крупную. (Бабушка выращивала цветы и овощи, а затем продавала их на рынке.) Самую крупную выкопала я, всю остальную морковь мы сложили в кучу и заложили ботвой. Своим трофеем я поспешила порадовать маму, но она не обрадовалась... В итоге от родителей мне словесно "влетело", от бабушки же с дедом не было ни слова.
Бабушка с дедушкой очень любили моего сына, своего правнука Ромку. Он был здесь один, а все остальные - далеко в Сургуте. И получилось так, что родовая фамилия сохранилась на тот момент только у Ромы. Пока я работала, Ромка в первом классе после уроков уходил к ним, где был накормлен и под присмотром, хотя дед Кирилл в то время уже болел...
В 94-м у деда признали рак, сделали операцию. Я помню эту позднюю осень, когда каждые полчаса бегала в телефонную будку, звонила в больницу, чтобы узнать о том, как прошла операция и пришел ли в себя. Я молила Всевышних, чтобы дед выжил... Дедушка выжил, но на старый новый год 95-го парализовало бабушку... Дед встал на ноги, а бабушка нет..
В те, уже далекие времена, проходя из прихожей в зал, невольно становилась свидетелем картины, которая навсегда врезалась в память: дед Кирилл, сидя на стуле в комнате парализованной бабушки, держал её руку в своей руке. Оба молчали. В эти моменты бабушка была спокойна...
Дедушка ушел из жизни 4 августа 1997 года, бабушка пережила его на два с половиной года - 24 марта 2000.
На похороны деда приехал его друг - старый бурят из Ацагата. Он отрешенно сидел на веранде и плакал...
А "цагаловка" - сагаловка - это, действительно, период сильных зимних ветров. Но, об этом в следующий раз.
Друзья, если вам интересны наши материалы (а много занимательного, интересного и вкусного мы вам обещаем), подпишитесь на наш канал!
Ваши голоса придадут нам сил для творчества!
Лайки приветствуются!