Найти тему
Максим Глазков

Почем «прокладка» для мэрии Ялты?

Как растратить из бюджета три миллиона рублей за три минуты с помощью чиновничьей арифметики

Простой вопрос. Если бы вы планировали крупную покупку, к примеру, телевизор и холодильник определенной модели, то до того как потратить значительную сумму вы бы изучили все предложения на рынке? И выбрали бы самую низкую цену? Скорее всего, ответ на эти вопросы – да. Это рациональная стратегия покупательского поведения. Искать лучшее предложение за меньшую цену настолько естественный процесс, что нам трудно представить, что бывает как-то иначе. Но в случае с чиновниками, отвечающими за расходование бюджетных средств, вышеописанный поведенческий шаблон начинает давать сбои… А поскольку каждый чиновник получает зарплату с налогов граждан, то граждане, в свою очередь, имеют полное право активно интересоваться эффективностью его работы. Пусть для этого и нужно окунуться в мир специальных терминов и цифр.

В декабре 2018 года ялтинская мэрия в лице департамента ЖКХ закупила несколько единиц тяжелой техники для дорожных и ремонтных работ. В список покупок вошли: каналоочистительная машина (для прочистки засоров в канализационных трубах), комбинированная дорожная машина (для полива и для очистки улиц от снега и мусора), рециклер для регенерации асфальтового покрытия, три автомобиля ГАЗ NEXT и один УАЗик. Городской казне коммунальный шопинг обошелся (согласно сайту госзакупок) порядка 20 миллионов рублей.

– Дело нужное и дело правильное, – воскликнул бы в этом месте рачительный гражданин. – Городу нужна своя техника, глядишь, мусора и выбоин на дороге станет меньше!

Нисколько не отрицая важность и значимость этой покупки для города, хотелось бы обратить внимание на фактор рационального расходования бюджетных средств. Сумма-то немаленькая. Было ли сделано все возможное, чтобы сэкономить бюджетные деньги, собранные на наши с вами налоги? Забегая вперед можно сказать, что экономией здесь и близко не пахнет...

Для облегчения нашей проверки департамент ЖКХ Ялты заботливо выложил на сайт госзакупок сканы муниципальных контрактов, платежки с ценой, маркой и моделью купленной техники. Все, что нам остается сделать – сравнить цену контракта с рыночной ценой по всем позициям. Базой для сравнения пусть являются цены с сайтов официальных производителей и дилеров специализированных машин (благо вся техника – российского производства). Дальше будет много цифр и специальных названий, но без этого в данной теме никак не обойтись. Самые нетерпеливые могут пропустить следующие 9 абзацев и сразу перейти к выводам.

Вся закупка была разбита на два тендера: первый на сумму 12,1 миллиона рублей.

-2

Второй – 7,846 миллиона рублей.

-3

Начнем с установки для регенерации асфальтобетона ПМ-107. Цена покупки, согласно контракту – 1,5 миллиона рублей. Цена на сайте официального дилера этой техники ООО «ДТС» - 1,13 миллиона рублей. Вывод – рыночная цена на 370 тысяч рублей меньше контрактной цены.

-4

Далее – каналоочистительная машина КО 564-20. Ялта закупила ее по цене 5,6 миллиона рублей. Идем на сайт завода «Коммаш», который производит данную технику и видим другую цифру – 4,57 миллиона рублей. Вывод – переплата в муниципальном контракте более чем на миллион рублей по сравнению с рынком.

Следующий пункт – комбинированная дорожная машина КО-829N от завода «Коммаш». Цена муниципального контракта по этой позиции – 3,84 миллиона рублей. Цена производителя на сайте – 3,15 миллиона рублей. Вывод – заводская цена почти на 700 тысяч рублей меньше, но чиновники почему-то предпочли заплатить больше.

Последний пункт – полноприводная Niva Chevrolet. Самое дорогое ценовое предложение на сайте drom.ru по новому авто этой модели – 840 тысяч рублей. В заключенном контракте цена по этой позиции составляет – 1,16 миллиона рублей. Вывод – разница в 320 тысяч рублей, то есть по рынку цена вновь значительно меньше.

Итого, по первой закупке имеем превышение контрактной цены над рыночной ценой в диапазоне от 22 до 32 процентов. Или в денежном выражении – 2,41 миллиона рублей.

Первая позиция по второму тендеру – передвижная мастерская на базе ГАЗ A22R32 (в количестве 3 штук). Их производитель - завод «Камея» из Нижнего Новгорода. Согласно полученной от завода информации стоимость передвижной мастерской на базе шасси ГАЗ A22R32 составляет 1,59 миллиона рублей. Цена по муниципальному контракту за единицу – 2,276 миллиона рублей. Учтем дополнительное оборудование, указанное в заявке – генератор, сварочный аппарат, шлифовальный станок, тиски, компрессор, дрель, перфоратор, инструменты и отнимем от цены контракта 150 тысяч рублей (вполне достаточно для представленного списка, на наш взгляд). 2,276 – 0,15 – 1,59 = 0,536 млн. руб. Вывод – опять имеем превышение над рыночной ценой – на 536 тысяч рублей. А если умножить на три машины – то на 1,606 миллиона рублей. Нельзя забывать, что если прямо на заводе покупают сразу ТРИ машины, то практически гарантирована скидка от базовой цены, причем с учетом доставки!

И последний номер в нашем списке – УАЗик. Или знаменитая «буханка» - культовый транспорт советских времен. В заявке указана модель УАЗ СГР Комби 390995. На сайте одного из дистрибьюторов советской классики цена за данную машину 621 тысяча рублей. Ялта покупает этот же УАЗик за 1,016 миллион рублей. Вновь вычитаем стоимость дополнительного оборудования и получаем превышение в 245 тысяч рублей.

Вывод таков. Итого по двум закупкам имеем завышение контрактной цены над рыночной на 2,41 + 1,851 = 4,261 миллиона рублей. Впечатляет, если учесть, что это 21% или пятая часть от цены двух контрактов.

Попробуем предположить, чем может быть вызвано столь значительное превышение контрактной цены над рыночной (и соответственно вопиюще нерациональное расходование бюджета). Допустим, продавец понес транспортные расходы. Доставка крупнотоннажной техники из Москвы (все производители или дистрибьюторы находятся в Москве или рядом) стоит действительно недешево. Хотя заводы часто идут на то, чтобы в стандартную цену техники вошли и расходы по ее бесплатной доставке в гараж заказчика! Но все же. Предположим, что поставщик выбрал путь перевозки на крупногабаритной фуре. Исходя из рыночных цен доставка тяжелой техники (КДМ и каналоочистительной машины) из Москвы в Ялту обойдется примерно в 150 тысяч рублей за единицу. Всего остального – по 100 тысяч рублей. Итого – 900 тысяч рублей за доставку по обоим тендерам. Накинем еще 100 тысяч рублей на допрасходы – пусть будет круглый один миллион рублей. Осталось как-то объяснить еще на три с лишним миллиона рублей.

– Вы ничего не понимаете в госзакупках, - возмутится здесь гражданин, который считает, что всему есть свои объяснения. – Это нормальная рыночная цена, ну и что с того что где-то дороже, а где-то дешевле? Мы-то видим только конечную цену, а о том, как она складывается, мы не знаем.

Допустим. Но выбрать-то при этом меньшую рыночную цену от производителя ничего не мешает? Или мешает? Это легко проверить – просто посмотреть цену торгов, в которых участвовала коммунальная техника, аналогичная той, которая покупалась в Ялту.

Согласно сайту госзакупок в июле 2018 года департамент имущественных и земельных отношений Владимирской области закупил у Мценского завода коммунального машиностроения 6 комбинированных дорожных машин КО-806. Эти КДМ улучшенной модификации по сравнению с той, что купили на ялтинском тендере. Цена за шесть единиц техники составила 20,36 миллионов рублей. Или 3,39 миллиона за штуку. С доставкой. То есть, несмотря на более продвинутые технические параметры, все равно дешевле, чем в Ялте – на полмиллиона…

Это значит, что купить по рыночной цене и у производителя вполне реально, было бы желание. Более того – конкретно эти торги во Владимирской области носили конкурентный характер: было подано две заявки и цены этих заявок оказались на три миллиона меньше первоначальной аукционной цены! В случае же с ялтинским аукционом до торгов был допущен только один участник, который «вынудил» ялтинских чиновников купить технику по предложенной цене без всякой конкуренции…

- Возможно, - воскликнет в этом месте гражданин, продолжающий верить ялтинскому департаменту ЖКХ, - мы имеем дело с какими-то эксклюзивными условиями сотрудничества? Может, поставщик предлагает особую выгоду своим клиентам? Дополнительное оборудование?

Предположим что так. Тогда все эти эксклюзивные условия должны быть оговорены в контракте. А продавец должен быть как минимум хорошо известной организацией с опытом работы. Смотрим контракт и… не находим ничего кроме обычных положений. А требования к комплектации машин практически идентичны спецификациям на сайте производителя, местами просто скопированы с заводских сайтов. Но все же попробуем посмотреть в сторону продавца автотехники – а вдруг там действительно какой-то эскслюзив?

Победитель и единственный участник обоих торгов на поставку коммунальных машин в Ялту – симферопольское ООО «Ойл авто». Согласно данным налоговой она зарегистрирована в августе 2017 года, численность работающих – 0 (НОЛЬ!!!) человек (на начало 2018 года), уставной капитал – 10 тысяч рублей, за 2017 год показан убыток в 153 тысячи рублей. Заявлять о себе на рынке компания не спешит – нет ни официального сайта, ни информации в Яндекс-справочнике. При этом, учредитель и директор компании Мария Александрова является индивидуальным предпринимателем с видом деятельности – услуги в области бухучета. Ее электронный адрес alexandrovamariya1@gmail.com отображается в качестве контакта еще у двух фирм, и ни одна из этих фирм не имеет отношения к торговле коммунальной техникой.

То есть, победителем торгов в Ялте стала «нищая» фирма с убытком, минимальным уставным капиталом, нулевым числом сотрудников и единственным бухгалтером в качестве учредителя и директора, подрабатывающим еще в двух фирмах. Такое сочетание вряд ли относится к организации с хорошей репутацией и опытом. Однако при этом фирма «Ойл авто» за 2018 год стала победителем тендеров по Крыму на общую сумму 62,4 миллиона рублей (включая Ялту). Везде на поставку коммунальной техники. Такое впечатление, что единственной деятельностью фирмы является участие в тендерах…

А самое интересное заключается в том, что в заключенном ялтинской мэрией контракте на поставку техники в разделе реквизитов ООО «Ойл авто», в качестве контакта указан телефон и e-mail (d.polovchuk@kamaz82.ru)… сотрудника официального дилера «Камаз» в Крыму ООО «Автоцентр Таврида»!

Эта фирма продает коммунальную технику в Крыму, только не по завышенным, а по вполне нормальным рыночным ценам!

Настало время подводить итоги. Из вышеизложенного прямо таки напрашивается вывод о том, что в лице ялтинских чиновников проводящих тендеры, мы имеем дело как минимум с абсолютно разгильдяйским отношением к бюджету. Все цены по всем единицам техники намного выше, чем те, которые можно найти на рынке. А как максимум… Можно предположить, что мы столкнулись с вполне осознанным методом вывода бюджетных средств из государственного кармана в личный карман.

Дальше мы осторожно ступаем на путь предположений и оценочных суждений. Как говорил Шерлок Холмс, если отбросить все невозможное, то, что останется и будет правдой. А правда такова – существует огромная вероятность (и на это указывает множество факторов), что организация, участвовавшая в тендере на поставку в Ялту коммунальной техники, выполняет функции так называемой фирмы-прокладки. Ее целью является купить дешевле, продать дороже, а разницу забрать себе. С одной стороны это, казалось бы, нормальная рыночная активность, а с другой (и это ключевой фактор) – цены «Ойл авто» высосаны из пальца и необоснованно выше цен рынка. Даже если целенаправленно искать наивысшие ценовые предложения для купленной техники, то цены ялтинского аукциона будут примерно на 10-15% выше самых высоких рыночных цен.

Те люди, которые стоят за этой фирмой заработали на тендерах по весьма скромной оценке порядка 3,26 миллиона рублей. А принимая во внимание, что их заказчиком является департамент ЖКХ администрации Ялты (а окончательное решение по тендерам принимал соответственно ялтинский мэр), то нетрудно предположить, кто именно может быть реальным выгодополучателем этой незатейливой схемы.

Возможно, эти три с лишним миллиона (или 16 процентов от стоимости закупки) являются ничем иным, как коррупционным налогом, который незримо платят все ялтинцы некоторым «товарищам»?

Если кто-то думает что 3,26 миллиона – небольшие деньги, то это, например, годовой фонд оплаты труда коллектива одного детского садика. Или новая квартира для очередника. Или несколько детских площадок. Или благоустроенные остановки. Или просто ежедневная уборка всех пляжей города в межсезонье. Много чего можно было бы сделать, не будь бесконкурентного аукциона, на подведение итогов которого хватило бы трех минут...

А ведь это самые очевидные тендеры – где есть четкое указание цены и наименования товара. А сколько таких неочевидных, где траты легче спрятать? Какой процент бюджетных средств теоретически может раствориться на капитальных ремонтах, работах по благоустройству? Для справки – департамент ЖКХ Ялты с апреля 2018 по январь 2019 провел закупок на общую сумму 61 миллион рублей. А управление капитального строительства Ялты за это же время потратило еще 27 миллионов рублей. И ведь есть еще ДЭУ, «Зеленстрой»… И на 2019 год запланировано увеличение трат.

Поэтому когда вы слышите от мэра Ялты Алексея Челпанова о грандиозных задачах улучшения городской среды, о том, что на благоустройство улиц в 2019 году будет потрачено 150 миллионов рублей, что на придомовые территории будет выделено 50 миллионов рублей, когда вы видите торопливое желание градоначальника потратить как можно больше денег на набережную (для чего рубят столетние деревья), возникает вполне логичное предположение - а сколько процентов при всех этих тратах народных денег заложено на тендеры с единственным исполнителем и «эксклюзивными» ценами от фирм-прокладок?

P.S.Очень хотелось услышать комментарии по вышеизложенной информации от правоохранительных органов – республиканской прокуратуры и Федеральной антимонопольной службы.