Найти тему

Почему мы ведемся на умные речи? Не дайте себя одурачить.

(Художник Виктор Низовцев )
(Художник Виктор Низовцев )

Ученые доказали , что чтение в транспорте или в другом месте с отвлекающими факторами, способствует лучшей усвояемости материала, благодаря усердному сосредоточению.

Ой, ладно, ничего такого подобного установлено не было, но кто-то даже не перечитал эту мысль и принял как должное. Кто-то мысленно согласился. Но вот что точно установлено, так это то, что нас очень легко одурачить, особенно если это печатное слово. Мы привыкли искать информацию в интернете и очень редко проверяем её. И если раньше выпустить свойственную публикацию было очень сложно (если вы не являлись научным деятелем или писателем, то почти невозможно), а сейчас абсолютно каждый может написать вот все что угодно. Вот вы же до сих пор читаете эти строки, хотя не знаете, кто за ними скрывается. Но это очень здорово, что вы еще тут, потому что сейчас мы поведуем вам об очень интересном эффекте, названым "Эффектом доктора Фокса".

В начале 1970-х, был проведен эксперимент, который показал, на сколько под красотой и изящностью текста, может скрываться пустая или ложная информация. А если еще добавить щепотку умной терминологии и поперчить статусом вещающего, у нас почти нет шансов усомнится в её правдивости. Интересно, что в качестве испытуемых взяли ученых, профессоров, психологов и психиатров, которые собрались ради лекции «Математическая теория игр и ее применение к врачебному образованию» доктора Майрена Фокса, который являлся учеником самого Джона фон Неймана, автором книг. В общем множество серьезных регалий...приписали актеру Майклу Фоксу, который и ввел данную лекцию.

(Майкл Фокс в фильме The Adventures of Superman (1957))
(Майкл Фокс в фильме The Adventures of Superman (1957))

Материал для лекции был взят из научного журнала, а точнее были взяты рандомные фразы, которые актер вставлял в свой бессвязный и не имеющий смысла доклад, главное больше терминологии , умных слов и выводов (правда ложных). И конечно интонация и подача материала сыграла не малую роль.

(Майкл Фокс проводит лекцию в роли Майрена Фокса)
(Майкл Фокс проводит лекцию в роли Майрена Фокса)

Догадались ли ученые люди, что их дурачат? Судя по данным анкет, которые 55 ничего не подозревающих испытуемых заполнили в конце лекции, лекция им понравилась, они почерпнули что-то новое, а кто-то даже уже был знаком с трудами данного спикера.

(результат анкетирования)
(результат анкетирования)

Ну что тут сказать, если выразительная речь, подача материала и якобы высокие регалии обвели вокруг пальца таких серьезных людей, то что уж говорить о людях, которые имеют слабое представление о подобных манипуляциях или просто не разбираются в предоставляемой информации.

Полную лекцию Фокса в оригинале, можно посмотреть тут.

Вкратце скажу, что в 2012 году этот эксперимент повторили на студентах, показав им ту самую лекцию в записи. В основном потому, что усомнились в правильности анкетирования первого эксперимента, на которых был только категоричные ответы “да/нет” и заменили его на шкалу от "полностью согласен" до "полностью не согласен". Результаты были все столь же положительные, большинству понравилась данная лекция. Даже когда вырезали из видео представление Фокса, в которых описывались его регалии, то результат не сильно поменялся. А вот когда показали данную лекцию студентам старших курсов, которые уже разбирались в теории игры, то...они оценили лекцию положительно. Правда они признали, что лекция не несла особого смысла. Но лекция им понравилась и они не могут поставить ей критичные оценки. Это уже пошатнуло данные первого исследования, но только в моменте анкетирования. Все же действительно сложно написать свое категоричное “нет” на вопрос “Стимулировал ли лектор ваше мышление”.

Посмотрите к примеру данное видео , тут отлично показано, как одна интонация и подача материала держит зрителя во внимании. А есть чувство, что вы узнали что-то новое и интересное? Не беспокойтесь, нас таких много. Ну по крайней мере кто-то может почерпнуть, как убедительней вести себя на публике.

А как вам данная лекция ?Или эта. Интересно и убедительно. Конечно вы уже догадались, что лекции шуточные, но от этого они не менее хороши.

Конечно здорово, что мы можем учиться и постигать что-то новое благодаря интернету. Мы можем получить доступ к любой информации за считанные секунды. Меня, как человека, вечно жадного до новых знаний, это информация приводит в восторг и я знаю, что нас большинство таких. Не забывайте перепроверять, переваривать своими мозгами. Ведь как говорил товарищ Ленин:

-5