О том, что загрязнение окружающей среды приняло угрожающие масштабы, сегодня знает любой школьник. Об этом говорят в новостях, пишут в газетах и спорят в социальных сетях. К сожалению, это обратная сторона технического прогресса и неминуемая плата за комфорт в виде автомобилей, электричества, теплых квартир и домов. В связи с этим все энергетические отрасли, включая, разумеется, нефтяную, находятся под пристальным вниманием общественности. Даже несомненная польза для всего человечества не оправдывает негативных последствий для экологии, возникающих в результате добычи, переработки, транспортировки и использования нефтепродуктов. Что же нам делать? Для начала знать реальные угрозы и понимать их причины.
Ядовитый смог
Количество автомобилей в мире уже давно перевалило за 1 млрд. Ежедневно в атмосферу выбрасывается мощный поток выхлопных газов. Сизая дымка смога над крупными городами считается, если не обычным явлением, то уж точно не из ряда вон выходящим. А ведь так было не всегда.
Смог как явление появился примерно к середине 20 века. Сначала никто точно не понимал, что это и откуда взялось. Винили промышленные предприятия, расположенные в черте городов, мусоросжигающие заводы и даже печи домашних хозяйств. Замешательство тогдашних горожан вполне понятно: к тому моменту мир давно перешел от угольного отопления к газовому, а значит, угольная взвесь уже не могла быть причиной серой городской дымки.
Ясность внес профессор Калифорнийского института технологий - Хааген-Смит, описавший процесс образования нового фотохимического смога, причиной которого являлись продукты неполного сгорания топлива в двигателях автомобилей. Очевидно, что только отказавшись от них, можно избавиться и от ядовитого смога. Готовы ли мы к этому? Судя по темпам развития мирового автопрома, пока нет.
Глобальное потепление
При добыче и использовании нефти газовые выбросы существенно влияют на экологию в мире. Повышение концентрации различных выбросов, особенно углекислого газа, постепенно увеличивает температуру воздуха и провоцирует резкие климатические изменения: таяние ледников, увеличивает выпадение осадков, смерчи, ураганы, цунами и другие катаклизмы.
Разумеется, какая-то часть этих процессов происходит и по другим причинам, а потепление связано не только с добычей нефти, но факт остается фактом: уровень выброса парниковых газов в атмосферу нужно снижать.
У мира действительно серьезные основания беспокоиться, однако нельзя забывать о том, что наука и общество не стоят на месте, и над решением экологических задач ежедневно бьются тысячи умов.
Правительства всех стран постоянно обновляют экологические стандарты, регулирующие содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей. В сочетании с усилиями крупных автопроизводителей (введение функции «старт-стоп», совершенствование карбюратора, замена бензина на газ, эксперименты с электромобилями) это дает определенные результаты.
Для предотвращения техногенных аварий в нефтяных компаниях внедряются строгие стандарты работы с учетом мирового и локального опыта. Безопасность производства и сопутствующих процессов ставится во главу угла.
К решению экологических проблем активно подключается и наука. На месторождениях и в местах переработки нефти внедряются самые современные технологии. С помощью особых реагентов увеличивается скорость сбора нефти с поверхности воды. А отдельный вид бактерий - деструкторы, выводили искусственно для предотвращения гибели морских обитателей, за счет более быстрой переработки нефти при распылении на нефтяное пятно. Так же активно используются боновые заграждения. Компания «Нефтетанк» регулярно производит и поставляет такие своим клиентам. Это оборудование просто незаменимо при выполнении аварийных работ, плановых и других технических мероприятий на объектах, связанных с переработкой и хранением нефтепродуктов.
Хотя экологические проблемы в мире сохраняются, но надежда на их решение все же есть.