Строительство питерского метро всегда было непростым занятием.
"С экспериментом по жизни" - заветное кредо всех метростроевцев. А иначе никак. Обкатка любых технологических инноваций первоначально тестировалась на Ленинградском метро и при успешном исходе внедрялось по всей стране.
Ленинградское, ныне - Питерское метро нельзя назвать древним. К 1955 году линии метрополитена существовали во многих крупных городах: Лондоне, Нью-Йорке, Чикаго, Глазго, Стокгольме, Будапеште, Барселоне, Афинах, Берлине, Токио, Осаке, Мадриде. Но ни одно из них не сталкивалось с таким огромным комплексом проблем и не прибегало к созданию уникальных технологических решений.
Причин тому несколько (о них, думаю, знает любой петербуржец):
- сложная геология со своеобразным грунтом, многочисленными подземными реками и Невой. Нельзя просто так взять совочек и проложить тоннель там, где вздумается. Будь бобр, уйди в кембрийские глины со своей лопаткой.
- глубина заложения: наклонный ход - больше, длинные эскалаторы - дорогая эксплуатация. Вместо совочков - дорогостоящий бур
- плотная историческая застройка, не позволяющая лепить станции абы где
- заморозка водоносных грунтов, которая впоследствии провоцирует оседание почвы
На дворе март 41-го. Строители успели проложить 11 шахтных стволов. В июне объявляют войну - строительство откладывают до лучших времен, все наработки консервируют под воду.
К строительству вернулись уже в 44-м. Сказать, что оно было адовым, ничего не сказать. Лопату в правую руку, отбойник - в левую, и копай. Об изучении грунта речи не шло. Копай, говорю. Срок - 3 месяца на прокладку 30-метрового ствола.
Усилиями тружеников ветку из 8 станций "Пл.Восстания - Автово" открыть удалось к ноябрю 55-го. Народ пускали по пригласительным.
Кто живет в Питере или бывал здесь, знают, с каким богачеством отделаны первые станции (красная линия). Ампир, золото, фрески на библейские сюжеты, кругом Вожди. Кто бы мог подумать, что для метростроевцев, спустя 11 дней после открытия, сталинская неоклассика превратится в очередную трудность. Со словами: "Хватит это терпеть. У меня уже кровь из глаз от вашей позолоченной лепнины", - Никита Хрущев подписывает указ об устранении излишеств в архитектуре и выступает с докладом о культе личности Сталина. + 2 головных боли:
1. Убрать все излишества в строящихся станциях.
"Пушкинская по замыслу архитекторов должна была быть украшена богатым декором и лепниной. К моменту объявления о постановлении часть тоннеля уже была украшена, вторая часть, благо, нет. Делать нечего, декор попросту спилили"
Излишества станции Автово также подверглись инвентаризации. К моменту выхода постановления стеклянный ажур украшал 16 колонн, 30 - мрамор. Стеклянные пластины просто не успели изготовить к открытию, а потом и вовсе отказались. Станция Автово является своеобразным памятником резкой смене архитектуры.
2. Отовсюду убрать Сталина
Изображения Вождя, которых к открытию оказалось всего 3 вместо тысячи миллионов, демонтировали.
Изначально все станции хотели украсить Сталиным: где огромные барельефы, где мозаичные панно, где пафосные цитаты на мраморных плитах.
Мозаичное панно на ст.м. Нарвская демонтировали в 1961-м. С барельефом на Техноложке распрощались в том же году. Аккурат через него проложили переход на соседнюю станцию.
Но пройдет каких-то два десятка лет и строители поймут, что трудности, вызванные развенчанием культа личности Сталина, это только цветочки.
Почему под Московским проспектом на глубине десятиэтажки, по которому преспокойненько ездят машины и гуляют пешеходы, гремят взрывы один за другим и как метростроевцы справились с наводнением на станции Мужества, узнаем во второй части, после небольшой рекламной паузы и моего ужина.
Продолжение туточки.