Найти тему

Тяжелые будни питерского метро

потрясающая гифка с сайта fontanka.ru
потрясающая гифка с сайта fontanka.ru

Строительство питерского метро всегда было непростым занятием.

"С экспериментом по жизни" - заветное кредо всех метростроевцев. А иначе никак. Обкатка любых технологических инноваций первоначально тестировалась на Ленинградском метро и при успешном исходе внедрялось по всей стране.

Ленинградское, ныне - Питерское метро нельзя назвать древним. К 1955 году линии метрополитена существовали во многих крупных городах: Лондоне, Нью-Йорке, Чикаго, Глазго, Стокгольме, Будапеште, Барселоне, Афинах, Берлине, Токио, Осаке, Мадриде. Но ни одно из них не сталкивалось с таким огромным комплексом проблем и не прибегало к созданию уникальных технологических решений.

Причин тому несколько (о них, думаю, знает любой петербуржец):

  • сложная геология со своеобразным грунтом, многочисленными подземными реками и Невой. Нельзя просто так взять совочек и проложить тоннель там, где вздумается. Будь бобр, уйди в кембрийские глины со своей лопаткой.
слой почвы, позволяющий прокладывать метро
слой почвы, позволяющий прокладывать метро
  • глубина заложения: наклонный ход - больше, длинные эскалаторы - дорогая эксплуатация. Вместо совочков - дорогостоящий бур
  • плотная историческая застройка, не позволяющая лепить станции абы где
  • заморозка водоносных грунтов, которая впоследствии провоцирует оседание почвы

На дворе март 41-го. Строители успели проложить 11 шахтных стволов. В июне объявляют войну - строительство откладывают до лучших времен, все наработки консервируют под воду.

К строительству вернулись уже в 44-м. Сказать, что оно было адовым, ничего не сказать. Лопату в правую руку, отбойник - в левую, и копай. Об изучении грунта речи не шло. Копай, говорю. Срок - 3 месяца на прокладку 30-метрового ствола.

фото: mirmetro.net Прокладка тоннеля
фото: mirmetro.net Прокладка тоннеля

Усилиями тружеников ветку из 8 станций "Пл.Восстания - Автово" открыть удалось к ноябрю 55-го. Народ пускали по пригласительным.

Открытие Ленинградского метрополитена
Открытие Ленинградского метрополитена

Кто живет в Питере или бывал здесь, знают, с каким богачеством отделаны первые станции (красная линия). Ампир, золото, фрески на библейские сюжеты, кругом Вожди. Кто бы мог подумать, что для метростроевцев, спустя 11 дней после открытия, сталинская неоклассика превратится в очередную трудность. Со словами: "Хватит это терпеть. У меня уже кровь из глаз от вашей позолоченной лепнины", - Никита Хрущев подписывает указ об устранении излишеств в архитектуре и выступает с докладом о культе личности Сталина. + 2 головных боли:

1. Убрать все излишества в строящихся станциях.

"Пушкинская по замыслу архитекторов должна была быть украшена богатым декором и лепниной. К моменту объявления о постановлении часть тоннеля уже была украшена, вторая часть, благо, нет. Делать нечего, декор попросту спилили"
слева Автово в 56-м, справа - конец 70-х
слева Автово в 56-м, справа - конец 70-х

Излишества станции Автово также подверглись инвентаризации. К моменту выхода постановления стеклянный ажур украшал 16 колонн, 30 - мрамор. Стеклянные пластины просто не успели изготовить к открытию, а потом и вовсе отказались. Станция Автово является своеобразным памятником резкой смене архитектуры.

2. Отовсюду убрать Сталина

Изображения Вождя, которых к открытию оказалось всего 3 вместо тысячи миллионов, демонтировали.

Изначально все станции хотели украсить Сталиным: где огромные барельефы, где мозаичные панно, где пафосные цитаты на мраморных плитах.

Мозаичное панно на ст.м. Нарвская демонтировали в 1961-м. С барельефом на Техноложке распрощались в том же году. Аккурат через него проложили переход на соседнюю станцию.

Панно на ст. м. Нарвская, которое демонтировали после развенчания культа
Панно на ст. м. Нарвская, которое демонтировали после развенчания культа

Но пройдет каких-то два десятка лет и строители поймут, что трудности, вызванные развенчанием культа личности Сталина, это только цветочки.

Почему под Московским проспектом на глубине десятиэтажки, по которому преспокойненько ездят машины и гуляют пешеходы, гремят взрывы один за другим и как метростроевцы справились с наводнением на станции Мужества, узнаем во второй части, после небольшой рекламной паузы и моего ужина.

Продолжение туточки.