Как свердловский ТЮЗ строила династия Ананьевых, зачем на самом деле понадобился фонтан около здания, какие суеверия до сих пор живут в театре и, наконец, откуда здесь взялись корабельные доски и морские узлы?
Мы продолжаем нашу серию статей о том, где и как проводили свое свободное время свердловчане и екатеринбуржцы, как мода, стиль, идеология и эпоха влияли на архитектуру, а архитектура — задавала жизненные сценарии для людей. Сегодня объектом нашего изучения станет Театр юного зрителя.
История жанра
История появления ТЮЗов очень захватывающая и идеалистическая. После революции и Гражданской войны деятели культуры задумались о воспитании населения при помощи искусства. И дело даже не в новой идеологии, а в популярном игровом процессе обучения, театральной педагогике. Вопрос стоял тем более остро, что в стране после всех перечисленных событий осталось огромное количество беспризорников, предоставленных самим себе детей. В Ленинграде свою деятельность по воспитанию при помощи театра развернул Александр Александрович Брянцев, он стал идеологом и теоретиком этого движения.
В Москве появление ТЮЗа связано с именем Натальи Ильиничны Сац. Дочь композитора и оперной певицы, в 1918 году она возглавила детский сектор теамуз секции Моссовета. В этот момент ей было 15 лет. По ее инициативе был создан первый театр с репертуаром, рассчитанным на детей, а в 1920 году — Московский театр для детей, которым Наталья Ильинична руководила до 1937 года.
В 1937 году Наталья Сац была арестована как жена врага народа. Ее мужа расстреляли, а она сама получила пять лет лагерей. Освободившись в 1942, не имея права вернуться в Москву, Наталья Сац отправилась в Алма-Ату, где в 1945 году основала первый в Казахстане театр юного зрителя. В Алма-Ате она возглавляла ТЮЗ на протяжении 13 лет, и сегодня театр носит ее имя. В 1958 тюзовская зачинательница вернулась в Москву, а в 1965 году создала первый Музыкальный театр для детей.
В 1930-е годы ТЮЗы открылись почти во всех крупных городах СССР, в том числе в Свердловске. Сегодня мы гуляем по современному зданию ТЮЗа в Екатеринбурге и говорим о его истории с руководителем литературно-драматургической части Натальей Киселевой.
Бродячий театр
В 1930-е годы театры юного зрителя открываются по всей стране. Свердловск тоже не остался в стороне — Наталья Ильинична Сац направила сюда небольшую труппу московских артистов во главе с режиссером Юрием Корицким. В то время Средний Урал считался краем света, и тем не менее, артисты приехали сюда «поднимать культурную целину». В первой труппе была, например, Елена Юнгер, позже ставшая примой Ленинградского театра комедии.
Первый спектакль состоялся 1 апреля 1930 года в здании делового клуба рабочих и крестьян, где сейчас находится филармония (подробно об этом клубе мы писали в предыдущем выпуске «Культа досуга»). Но датой основания свердловского ТЮЗа считается 30 марта, когда о новом профессиональном театре для детей впервые написала газета «Уральский рабочий».
В свой первый сезон театр играл на разных площадках и гастролировал по области. ТЮЗ заявил о себе серьезно, и уже в 1931 ему выделили постоянное помещение в клубе Профинтера (ул. Антона Валека 7 / Урицкого 8), где театр находился до 1937 года. Однако взаимоотношения тюзовцев с владельцами клубного здания нельзя было назвать идеальными.
«Зимой здание часто не отапливалось. В театральном архиве хранятся газетные статьи, в которых возмущенные зрители пишут о том, что им приходится сидеть в зрительном зале в шубах и варежках, а артисты вспоминают, как они в это время на сцене играют спектакль «Морская собака» и в легкой одежде пытаются, несмотря на пар изо рта и бодрящий холод, убедить зрителей, что действие происходит на морском побережье», — рассказывает Наталья Киселева, руководитель литературно-драматургической части ТЮЗа.
Клуб Профинтерна стал колыбелью для многих удивительных начинаний Свердловска. Там театр отметил свой первый юбилей — пятилетие, а затем домом для ТЮЗа на 40 лет стал бывший особняк Общественного собрания (клуб имени Вайнера). Сегодня в этом месте располагается учебный театр. История современного здания ТЮЗа началась именно там.
Первый в Свердловске
В 1970-х театру стало тесно в небольшом особняке. К тому времени ТЮЗ уже приобрел любовь нескольких поколений свердловчан и совершенно точно заслуживал нового здания. Инициатором строительства выступила Ирина Глебовна Петрова — легендарный директор театра, которая положила много сил, чтобы создать проект специального театрального здания и претворить его в жизнь.
Процесс согласования проекта, разработанного московским бюро, и выделения земли занял много времени. А потом и сама стройка превратилась в долгострой. В газетах того времени можно прочитать, как строительные тресты ругались между собой, выясняя, по чьей вине дело не двигается с места.
Ситуацию помог разрешить первый секретарь свердловского обкома КПСС Борис Ельцин. Он потребовал, чтобы новое здание открыли 7 ноября 1977 года, к 60-летию Великой Октябрьской революции. После этого долгострой превратился в комсомольскую стройку. Сами актеры выходили на субботники и помогали отмывать здание от строительной грязи. Среди студентов, помогавших мыть театр к открытию, была и Евгения Умникова, нынешний директор театра.
Так выглядели фасад и интерьер ТЮЗа вскоре после открытия:
Это строительство стало важной вехой для Свердловска. До сих пор в городе были только два здания, построенные специально для представления театральных постановок, — первый каменный театр (на тот момент уже кинотеатр «Октябрь» на проспекте Ленина, 43) и Оперный театр (проспект Ленина, 46а). Все остальные театры находились в переоборудованных помещениях. Вдумайтесь, в 1970-х годах самому новому театральному зданию было уже 60 лет! За это время технологии шагнули далеко вперед.
Новое здание Театра юного зрителя на тот момент стало самым современным и технически оснащенным среди собратьев. Здесь был уникальный механизм сцены — поворотный круг опоясывало еще и поворотное кольцо, и разные участки сцены могли вращаться в разные стороны с разной скоростью. Световое оборудование сцены было настолько мощным, что для его охлаждения использовали воду. Так некоторое время частью вентиляционной системы здания был фонтан, который специально построили неподалеку.
Сегодня на месте фонтана находится амфитеатр.
После окончания строительства экспериментальный проект свердловского ТЮЗа стал типовым, его стали использовать для строительства подобных театров в разных городах страны.
Спешка при открытии театра не могла не сказываться на качестве. Зрительская часть была сделана просто прекрасно, а вот за кулисами еще стояли строительные леса. Первые спектакли готовили и играли среди продолжающегося ремонта.
Реконструкция 2012 года
Уже в XXI веке театр пережил глобальную реконструкцию. Фасады здания полностью отремонтировали, интерьеры и инженерные системы обновили. Несмотря на ремонт, наследие 70-х осталось в целости. Как это керамическое панно на стене — свидетель советского модернизма.
Интерьеры 1970-х вполне актуальны и сегодня.
«Как не поверить в то, что в театре ничего случайного не бывает? Тендер на строительные работы во время капитального ремонта выиграла компания «Атомстройкомплекс». Ее директор, Валерий Ананьев, студентом УПИ в 1977 году участвовал в церемонии открытия нового здания свердловского ТЮЗа, строительством которого руководил его отец, — говорит Наталья Киселева. — Так что для Валерия Михайловича наш театр стал не только важным социальным объектом, но и делом чести в продолжении семейной строительной династии. Именно Ананьев рассказал нам, что в 1977 году тоже планировали построить отдельное здание для малой сцены, но не хватило денег».
Малый зал
В 1989 году в театре появился малый зал. Для его создания актерам пришлось пожертвовать одним из двух своих помещений для репетиций. Зал был очень камерным и атмосферным, однако в нем не было никакого специального сценического оборудования: ни карманов для хранения декораций, ни штанкетного хозяйства.
После реконструкции в ТЮЗе появилась новая малая сцена, действующая независимо от большого зала и оборудованная по всем сценическим правилам, а легендарная тюзовская малая сцена вернулась к своим истокам — на ее месте вновь оборудовали современный репетиционный зал.
Зазеркалье
«Архитектурное обрамление сцены, отделяющее ее от зрительного зала,на театре называют «зеркалом сцены». Поэтому мы с полным правом можем называть все, что скрыто от глаз зрителей, наше театральное закулисье — Зазеркальем», — объясняет Наталья Киселева, руководитель литературно-драматургической части ТЮЗа.
В Зазеркалье нашего ТЮЗа никакой путаницы: создание спектакля — серьезный производственный процесс, над каждым элементом которого работает свой цех. Труппу театра составляет 42 актера, но общий штат — 200 человек. Сотрудники производственных цехов обслуживают спектакли. «Если за время спектакля на сцене появляется порядка 10 человек, будьте уверены, еще 50 трудятся над созданием действа», — рассказывает Наталья Киселева.
Первым звеном производственного конвейера является мастерская театральных художников. Здесь разрабатываются эскизы костюмов, декораций, графическое оформление спектакля. Так, например, выглядит макет сцены в соотношении 1:20, это декорации к спектаклю «Кентервильское привидение».
«Считается, что художник — это очень творческая профессия, но после полета фантазии начинаются схемы, чертежи», — говорит Наталья Киселева.
На фото ниже — тот же макет, сняты более крупным планом, полностью воспроизводит убранство сцены:
Эскизы костюмов, нарисованные художниками, отправляются в швейный цех. В зависимости от задумки, для спектакля может потребоваться только два костюма (если играть будут на камерной сцене) или бесчисленное множество. Заметим, что у некоторых постановок есть два актерских состава, и каждому нужно сшить полный комплект костюмов.
— Спектакль «Золушка» — наш рекордсмен по переодеваниям. Не только по количеству, но и по скорости. В один из выходов актера за сценой переодевают полностью из одного костюма в другой за 30 секунд. Мы шутим, что главные золушки — это те, кто работают на этом спектакле за сценой, — рассказывает Наталья Киселева. — А в «Русалочке», помимо актеров, на сцене на протяжении всего спектакля находятся все сотрудники машинного цеха. Их зритель не видит, но без них невозможны все театральные чудеса этой необычной постановки.
Все декорации создаются по соседству. Пожалуй, это самый большой цех в ТЮЗе. Здесь, прислоненные к стенам, стоят уже готовые или требующие ремонта предметы самого причудливого вида.
Отдельная работа — хранение реквизита и уход за ним. Детали самых разных постановок ждут своего часа на полках.
В ТЮЗе впечатляющий цех париков, которые изготавливают специальные люди — постижеры. Искусственная прическа — один из самых капризных и требовательных к уходу элементов костюма, хотя съемные волосы нужно приводить в должный вид перед каждым выходом актера на сцену.
В трюме
Пространство под сценой, где обычно скрываются театральные механизмы, называется трюмом.
«Когда в Европе стали возникать театральные здания, для покрытия сцены использовали корабельные доски, потому что они были наиболее прочными, а кулисы крепили морскими узлами, — вот почему нет ничего необычного в использовании морской терминологии в театре», — объясняет Наталья Киселева.
Именно в трюме скрываются механизмы, приводящие в движение поворотный круг и кольцо, а также люки-провалы, которые теперь оборудованы лифтовыми подъемами.
Другое помещение, в котором нам удалось побывать, напоминает капитанский мостик. Но не морского корабля, а космического звездолета. Это пультовая осветительного цеха театра, из которой ее сотрудники — настоящие маги театрального света — управляют всеми световыми приборами, которых только на большой сцене насчитывается порядка 500 единиц.
Старые традиции в новом театре
Истории здания театра нет и полувека, однако сам ТЮЗ намного старше. Здесь в новых стенах нам рассказали о множестве старых примет.
— Пол сцены (или планшет, как его называют театральные люди) — всегда деревянный. До сих пор театральные половики и декорации крепятся именно гвоздями. Редко, но мы сталкивались в других городах с тем, что в театрах делают реконструкцию сцены и покрывают ее новомодным ламинатом, сопроводив строгим предупреждением: «в сцену ничего не вбивать». С профессиональной точки зрения это абсолютный бред, — говорит Наталья Киселева, руководитель литературно-драматургической части ТЮЗа
По словам нашей собеседницы, с деревянной сценой связаны и актерские суеверия. Например такое: если ты нашел на сцене гвоздь, это очень хорошая примета — к новым ролям. А если нашел невидимку — это верный знак, что вскоре приобретешь новых поклонников. Как правило, театральные парики крепятся на невидимки, и их часто теряют на сцене. Существуют здесь и суеверные запреты — в лучших традициях мистических историй. В театре запрещены действия, которые и без того вряд ли станет кто-нибудь совершать. Например:
— на сцене нельзя вязать или щелкать семечки — это очень плохая примета. Для всех в театре, но для актеров особенно, сцена — сакральное место, к ней нужно относиться уважительно, чтобы она платила тебе взаимностью.
— у служителей театральных цехов рядом со священным трепетом и производственный прагматизм: сцена — территория повышенной опасности. Пока не закончился монтаж спектакля — очень сложный, трудоемкий, а для непосвященного человека просто опасный процесс — на сцену не выйдет ни один актер.
Что такое ТЮЗ сегодня?
Дети от 7 до 17 лет меняются очень быстро. Сложно поймать момент, когда с ними уже невозможно говорить как с детьми. Этим тонким подходом к зрителям ТЮЗы всегда отличались от драматических театров. А многие актеры мечтают устроиться сюда на службу, потому что рассчитывают на разнообразие ролей — от героев волшебных сказок для самых маленьких до персонажей классических произведений для старших школьников.
«Не каждый актер в силах выйти на сцену в 11 утра, — замечает Наталья Киселева. — Еще в старом здании у нас был спектакль „Золотой ключик“, который начинался в 10 утра, но главного героя начали гримировать за несколько часов до его начала. И сейчас в нашем репертуаре есть спектакли, которые требует от артиста долгой подготовки к выходу на сцену».
В советское время театры для детей часто были площадкой для экспериментов — под прикрытием сказки иногда можно было уйти от цензуры.
«Сейчас мы не можем не думать о продаваемости спектаклей — цензуру нам диктует рынок. Но мы понимаем, что должны прислушиваться, но не зависеть от вкусов публики. Мы должны эти вкусы формировать», — уверена Наталья Киселева.
Сегодня в театре продолжают заниматься образовательными проектами,создают игровые программы для детей. Для зрителей с ограниченными возможностями реализуют инклюзивный театральный проект «За живое!» ТЮЗ продолжает развиваться и поддерживать живой интерес к театру к подрастающего поколения.
ЕТВ благодарит за помощь в подготовке материала Театр юного зрителя и лично Наталью Киселеву. Современные фотографии в тексте — Александр Тверской, проект «Екатеринбург наизнанку». Также мы использовали материалы государственного архива Свердловской области, сообщества ru-sovarch.livejournal.com и сайта 1723.ru.