Найти тему
Отдых.today

КУЛЬТ ДОСУГА. Бродячий театр юного зрителя

Оглавление

Как свердловский ТЮЗ строила династия Ананьевых, зачем на самом деле понадобился фонтан около здания, какие суеверия до сих пор живут в театре и, наконец, откуда здесь взялись корабельные доски и морские узлы?

Мы продолжаем нашу серию статей о том, где и как проводили свое свободное время свердловчане и екатеринбуржцы, как мода, стиль, идеология и эпоха влияли на архитектуру, а архитектура — задавала жизненные сценарии для людей. Сегодня объектом нашего изучения станет Театр юного зрителя.

История жанра

История появления ТЮЗов очень захватывающая и идеалистическая. После революции и Гражданской войны деятели культуры задумались о воспитании населения при помощи искусства. И дело даже не в новой идеологии, а в популярном игровом процессе обучения, театральной педагогике. Вопрос стоял тем более остро, что в стране после всех перечисленных событий осталось огромное количество беспризорников, предоставленных самим себе детей. В Ленинграде свою деятельность по воспитанию при помощи театра развернул Александр Александрович Брянцев, он стал идеологом и теоретиком этого движения.

В Москве появление ТЮЗа связано с именем Натальи Ильиничны Сац. Дочь композитора и оперной певицы, в 1918 году она возглавила детский сектор теамуз секции Моссовета. В этот момент ей было 15 лет. По ее инициативе был создан первый театр с репертуаром, рассчитанным на детей, а в 1920 году — Московский театр для детей, которым Наталья Ильинична руководила до 1937 года.

-2

В 1937 году Наталья Сац была арестована как жена врага народа. Ее мужа расстреляли, а она сама получила пять лет лагерей. Освободившись в 1942, не имея права вернуться в Москву, Наталья Сац отправилась в Алма-Ату, где в 1945 году основала первый в Казахстане театр юного зрителя. В Алма-Ате она возглавляла ТЮЗ на протяжении 13 лет, и сегодня театр носит ее имя. В 1958 тюзовская зачинательница вернулась в Москву, а в 1965 году создала первый Музыкальный театр для детей.

В 1930-е годы ТЮЗы открылись почти во всех крупных городах СССР, в том числе в Свердловске. Сегодня мы гуляем по современному зданию ТЮЗа в Екатеринбурге и говорим о его истории с руководителем литературно-драматургической части Натальей Киселевой.

Бродячий театр

В 1930-е годы театры юного зрителя открываются по всей стране. Свердловск тоже не остался в стороне — Наталья Ильинична Сац направила сюда небольшую труппу московских артистов во главе с режиссером Юрием Корицким. В то время Средний Урал считался краем света, и тем не менее, артисты приехали сюда «поднимать культурную целину». В первой труппе была, например, Елена Юнгер, позже ставшая примой Ленинградского театра комедии.

Елена Юнгер в роли сестры Анны. Фильм «Золушка», 1947 год
Елена Юнгер в роли сестры Анны. Фильм «Золушка», 1947 год

Первый спектакль состоялся 1 апреля 1930 года в здании делового клуба рабочих и крестьян, где сейчас находится филармония (подробно об этом клубе мы писали в предыдущем выпуске «Культа досуга»). Но датой основания свердловского ТЮЗа считается 30 марта, когда о новом профессиональном театре для детей впервые написала газета «Уральский рабочий».

В свой первый сезон театр играл на разных площадках и гастролировал по области. ТЮЗ заявил о себе серьезно, и уже в 1931 ему выделили постоянное помещение в клубе Профинтера (ул. Антона Валека 7 / Урицкого 8), где театр находился до 1937 года. Однако взаимоотношения тюзовцев с владельцами клубного здания нельзя было назвать идеальными.

-4

«Зимой здание часто не отапливалось. В театральном архиве хранятся газетные статьи, в которых возмущенные зрители пишут о том, что им приходится сидеть в зрительном зале в шубах и варежках, а артисты вспоминают, как они в это время на сцене играют спектакль «Морская собака» и в легкой одежде пытаются, несмотря на пар изо рта и бодрящий холод, убедить зрителей, что действие происходит на морском побережье», — рассказывает Наталья Киселева, руководитель литературно-драматургической части ТЮЗа.

-5

Клуб Профинтерна стал колыбелью для многих удивительных начинаний Свердловска. Там театр отметил свой первый юбилей — пятилетие, а затем домом для ТЮЗа на 40 лет стал бывший особняк Общественного собрания (клуб имени Вайнера). Сегодня в этом месте располагается учебный театр. История современного здания ТЮЗа началась именно там.

Первый в Свердловске

В 1970-х театру стало тесно в небольшом особняке. К тому времени ТЮЗ уже приобрел любовь нескольких поколений свердловчан и совершенно точно заслуживал нового здания. Инициатором строительства выступила Ирина Глебовна Петрова — легендарный директор театра, которая положила много сил, чтобы создать проект специального театрального здания и претворить его в жизнь.

Процесс согласования проекта, разработанного московским бюро, и выделения земли занял много времени. А потом и сама стройка превратилась в долгострой. В газетах того времени можно прочитать, как строительные тресты ругались между собой, выясняя, по чьей вине дело не двигается с места.

-6

Ситуацию помог разрешить первый секретарь свердловского обкома КПСС Борис Ельцин. Он потребовал, чтобы новое здание открыли 7 ноября 1977 года, к 60-летию Великой Октябрьской революции. После этого долгострой превратился в комсомольскую стройку. Сами актеры выходили на субботники и помогали отмывать здание от строительной грязи. Среди студентов, помогавших мыть театр к открытию, была и Евгения Умникова, нынешний директор театра.

Так выглядели фасад и интерьер ТЮЗа вскоре после открытия:

-7
-8

Это строительство стало важной вехой для Свердловска. До сих пор в городе были только два здания, построенные специально для представления театральных постановок, — первый каменный театр (на тот момент уже кинотеатр «Октябрь» на проспекте Ленина, 43) и Оперный театр (проспект Ленина, 46а). Все остальные театры находились в переоборудованных помещениях. Вдумайтесь, в 1970-х годах самому новому театральному зданию было уже 60 лет! За это время технологии шагнули далеко вперед.

Новое здание Театра юного зрителя на тот момент стало самым современным и технически оснащенным среди собратьев. Здесь был уникальный механизм сцены — поворотный круг опоясывало еще и поворотное кольцо, и разные участки сцены могли вращаться в разные стороны с разной скоростью. Световое оборудование сцены было настолько мощным, что для его охлаждения использовали воду. Так некоторое время частью вентиляционной системы здания был фонтан, который специально построили неподалеку.

-9

Сегодня на месте фонтана находится амфитеатр.

После окончания строительства экспериментальный проект свердловского ТЮЗа стал типовым, его стали использовать для строительства подобных театров в разных городах страны.

ТЮЗ в Нижнем Новгороде
ТЮЗ в Нижнем Новгороде
ТЮЗ в Иваново-Франковске
ТЮЗ в Иваново-Франковске

Спешка при открытии театра не могла не сказываться на качестве. Зрительская часть была сделана просто прекрасно, а вот за кулисами еще стояли строительные леса. Первые спектакли готовили и играли среди продолжающегося ремонта.

Реконструкция 2012 года

Уже в XXI веке театр пережил глобальную реконструкцию. Фасады здания полностью отремонтировали, интерьеры и инженерные системы обновили. Несмотря на ремонт, наследие 70-х осталось в целости. Как это керамическое панно на стене — свидетель советского модернизма.

-12

Интерьеры 1970-х вполне актуальны и сегодня.

-13

«Как не поверить в то, что в театре ничего случайного не бывает? Тендер на строительные работы во время капитального ремонта выиграла компания «Атомстройкомплекс». Ее директор, Валерий Ананьев, студентом УПИ в 1977 году участвовал в церемонии открытия нового здания свердловского ТЮЗа, строительством которого руководил его отец, — говорит Наталья Киселева. — Так что для Валерия Михайловича наш театр стал не только важным социальным объектом, но и делом чести в продолжении семейной строительной династии. Именно Ананьев рассказал нам, что в 1977 году тоже планировали построить отдельное здание для малой сцены, но не хватило денег».

Малый зал

В 1989 году в театре появился малый зал. Для его создания актерам пришлось пожертвовать одним из двух своих помещений для репетиций. Зал был очень камерным и атмосферным, однако в нем не было никакого специального сценического оборудования: ни карманов для хранения декораций, ни штанкетного хозяйства.

После реконструкции в ТЮЗе появилась новая малая сцена, действующая независимо от большого зала и оборудованная по всем сценическим правилам, а легендарная тюзовская малая сцена вернулась к своим истокам — на ее месте вновь оборудовали современный репетиционный зал.

-14

Зазеркалье

«Архитектурное обрамление сцены, отделяющее ее от зрительного зала,на театре называют «зеркалом сцены». Поэтому мы с полным правом можем называть все, что скрыто от глаз зрителей, наше театральное закулисье — Зазеркальем», — объясняет Наталья Киселева, руководитель литературно-драматургической части ТЮЗа.

В Зазеркалье нашего ТЮЗа никакой путаницы: создание спектакля — серьезный производственный процесс, над каждым элементом которого работает свой цех. Труппу театра составляет 42 актера, но общий штат — 200 человек. Сотрудники производственных цехов обслуживают спектакли. «Если за время спектакля на сцене появляется порядка 10 человек, будьте уверены, еще 50 трудятся над созданием действа», — рассказывает Наталья Киселева.

Первым звеном производственного конвейера является мастерская театральных художников. Здесь разрабатываются эскизы костюмов, декораций, графическое оформление спектакля. Так, например, выглядит макет сцены в соотношении 1:20, это декорации к спектаклю «Кентервильское привидение».

Так выглядит декорация на макете
Так выглядит декорация на макете

«Считается, что художник — это очень творческая профессия, но после полета фантазии начинаются схемы, чертежи», — говорит Наталья Киселева.

На фото ниже — тот же макет, сняты более крупным планом, полностью воспроизводит убранство сцены:

-16

Эскизы костюмов, нарисованные художниками, отправляются в швейный цех. В зависимости от задумки, для спектакля может потребоваться только два костюма (если играть будут на камерной сцене) или бесчисленное множество. Заметим, что у некоторых постановок есть два актерских состава, и каждому нужно сшить полный комплект костюмов.

Спектакль «Золушка» — наш рекордсмен по переодеваниям. Не только по количеству, но и по скорости. В один из выходов актера за сценой переодевают полностью из одного костюма в другой за 30 секунд. Мы шутим, что главные золушки — это те, кто работают на этом спектакле за сценой, — рассказывает Наталья Киселева. — А в «Русалочке», помимо актеров, на сцене на протяжении всего спектакля находятся все сотрудники машинного цеха. Их зритель не видит, но без них невозможны все театральные чудеса этой необычной постановки.

-17

Все декорации создаются по соседству. Пожалуй, это самый большой цех в ТЮЗе. Здесь, прислоненные к стенам, стоят уже готовые или требующие ремонта предметы самого причудливого вида.

-18

Отдельная работа — хранение реквизита и уход за ним. Детали самых разных постановок ждут своего часа на полках.

-19

В ТЮЗе впечатляющий цех париков, которые изготавливают специальные люди — постижеры. Искусственная прическа — один из самых капризных и требовательных к уходу элементов костюма, хотя съемные волосы нужно приводить в должный вид перед каждым выходом актера на сцену.

-20

В трюме

Пространство под сценой, где обычно скрываются театральные механизмы, называется трюмом.

«Когда в Европе стали возникать театральные здания, для покрытия сцены использовали корабельные доски, потому что они были наиболее прочными, а кулисы крепили морскими узлами, — вот почему нет ничего необычного в использовании морской терминологии в театре», — объясняет Наталья Киселева.

-21

Именно в трюме скрываются механизмы, приводящие в движение поворотный круг и кольцо, а также люки-провалы, которые теперь оборудованы лифтовыми подъемами.

Другое помещение, в котором нам удалось побывать, напоминает капитанский мостик. Но не морского корабля, а космического звездолета. Это пультовая осветительного цеха театра, из которой ее сотрудники — настоящие маги театрального света — управляют всеми световыми приборами, которых только на большой сцене насчитывается порядка 500 единиц.

-22

Старые традиции в новом театре

Истории здания театра нет и полувека, однако сам ТЮЗ намного старше. Здесь в новых стенах нам рассказали о множестве старых примет.

Пол сцены (или планшет, как его называют театральные люди) — всегда деревянный. До сих пор театральные половики и декорации крепятся именно гвоздями. Редко, но мы сталкивались в других городах с тем, что в театрах делают реконструкцию сцены и покрывают ее новомодным ламинатом, сопроводив строгим предупреждением: «в сцену ничего не вбивать». С профессиональной точки зрения это абсолютный бред, — говорит Наталья Киселева, руководитель литературно-драматургической части ТЮЗа

По словам нашей собеседницы, с деревянной сценой связаны и актерские суеверия. Например такое: если ты нашел на сцене гвоздь, это очень хорошая примета — к новым ролям. А если нашел невидимку — это верный знак, что вскоре приобретешь новых поклонников. Как правило, театральные парики крепятся на невидимки, и их часто теряют на сцене. Существуют здесь и суеверные запреты — в лучших традициях мистических историй. В театре запрещены действия, которые и без того вряд ли станет кто-нибудь совершать. Например:

— на сцене нельзя вязать или щелкать семечки — это очень плохая примета. Для всех в театре, но для актеров особенно, сцена — сакральное место, к ней нужно относиться уважительно, чтобы она платила тебе взаимностью.

— у служителей театральных цехов рядом со священным трепетом и производственный прагматизм: сцена — территория повышенной опасности. Пока не закончился монтаж спектакля — очень сложный, трудоемкий, а для непосвященного человека просто опасный процесс — на сцену не выйдет ни один актер.

Что такое ТЮЗ сегодня?

Дети от 7 до 17 лет меняются очень быстро. Сложно поймать момент, когда с ними уже невозможно говорить как с детьми. Этим тонким подходом к зрителям ТЮЗы всегда отличались от драматических театров. А многие актеры мечтают устроиться сюда на службу, потому что рассчитывают на разнообразие ролей — от героев волшебных сказок для самых маленьких до персонажей классических произведений для старших школьников.

«Не каждый актер в силах выйти на сцену в 11 утра, — замечает Наталья Киселева. — Еще в старом здании у нас был спектакль „Золотой ключик“, который начинался в 10 утра, но главного героя начали гримировать за несколько часов до его начала. И сейчас в нашем репертуаре есть спектакли, которые требует от артиста долгой подготовки к выходу на сцену».

В советское время театры для детей часто были площадкой для экспериментов — под прикрытием сказки иногда можно было уйти от цензуры.

«Сейчас мы не можем не думать о продаваемости спектаклей — цензуру нам диктует рынок. Но мы понимаем, что должны прислушиваться, но не зависеть от вкусов публики. Мы должны эти вкусы формировать», — уверена Наталья Киселева.

Сегодня в театре продолжают заниматься образовательными проектами,создают игровые программы для детей. Для зрителей с ограниченными возможностями реализуют инклюзивный театральный проект «За живое!» ТЮЗ продолжает развиваться и поддерживать живой интерес к театру к подрастающего поколения.

ЕТВ благодарит за помощь в подготовке материала Театр юного зрителя и лично Наталью Киселеву. Современные фотографии в тексте — Александр Тверской, проект «Екатеринбург наизнанку». Также мы использовали материалы государственного архива Свердловской области, сообщества ru-sovarch.livejournal.com и сайта 1723.ru.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ