Нынешние премьеры им заметно уступают
Что называется, накаркал.
Автору этих строк очень нравится смотреть кино параллельно: новый заметный фильм после какой-нибудь старой картины, развивающей похожую тему. И в прошлом обзоре я это всем рекомендовал. И лучше бы этого не делал.
Беда не в методе, а в том, что я ненароком призвал к жизни призраки шедевров прошлого. И теперь рассказ о новой неделе проката превратился в путешествие по древнему замку с привидениями великих воинов и прекрасных дам, совершаемое в окружении типичных обывателей.
Начнем наше повествование с отечественных картин - исторической драмы «Спасти Ленинград» (12+) и фильма ужасов «Рассвет» (16+).
«Спасти Ленинград» отличает без преувеличения название. Про что может быть такой фильм? Про сражения на суше и на море? Или про Дорогу жизни? Нет. Этот фильм - про то, как в сентябре 1941 года затонула перевозившая эвакуированных по Ладоге баржа № 752. Хорошо, но при чем здесь спасение Ленинграда? При том, что автор сценария, режиссер и продюсер ленты Алексей Козлов - типичный специалист по типичным российским телесериалам? Действительно - «Чума» (16+), «Черный снег» (16+), «Золотой транзит» (16+): «Спасти Ленинград» уже по названию им вполне под стать.
Для самого Козлова эта лента - одна из лучших в его фильмографии. Но вот любителю кино она живо напомнит призрак вышедшего аж в 1985-м «Пороха» (16+) Виктора Аристова. Тоже 1941-й, тоже блокада, тоже путешествие на барже (по морю, из Кронштадта в Ленинград). Но у Аристова тогда получилась классика, здесь же… ну, я сомневаюсь.
«Рассвет» - лента, на первый взгляд, очень любопытная по сценарию. У главной героини погиб брат, ей начинают сниться кошмары, и в поисках излечения она идет в некий институт сомнологии. Там ее погружают в коллективное сновидение, после которого она просыпается в другом мире… Это не наново ли переписанный «Кошмар на улице Вязов-3: Воины сна» (18+)?
Учитывая, что сценарист «Рассвета» Евгений Колядинцев ранее сочинил худший российский хоррор «Дизлайк» (18+) - предположение небезосновательное.
Справедливости ради - в главной роли Оксана Акиньшина, «Рассвет» построен как ее бенефис, и если она очень постарается, то фильм окажется очень даже неплохим.
Ага, если.
Ну а теперь от российских киноподелок перейдем к признанным европейским киношедеврам.
«Фаворитка» (18+) Йоргоса Лантимоса («Лобстер», 18+) - 10 номинаций на «Оскар», высшие рейтинги, десятки положительных рецензий кинокритиков. И ни в одной даже мельком не упомянут «Стакан воды» (0+), будь то пьеса Эжена Скриба, спектакль Малого театра или советский телефильм 1979 года. А надо бы - то же место действия, те же герои: Англия, начало XVIII века, придворная тусовка во главе с королевой Анной и герцогиней Мальборо. Однако в «Фаворитке» - это Оливия Колман и Рейчел Уайз, а в «Стакане воды» - Наталья Белохвостикова и Алла Демидова.
Если бы это был бокс, то при всей любви к английской актерской школе это - как вес пера против супертяжей. Может, восторги в адрес картины (и игры актеров в ней) несколько преувеличены?
А вот что бывает, когда призрак вселяется в обычную французскую комедию - «Зубы, писать и в постель!» (18+): в 1985 году это называлось «Трое мужчин и младенец в люльке» (16+). Отличия - в количестве (там три мужика и подкинутый им младенец, здесь один и два ребенка дошкольного и младшего школьного возраста), а также, скорее всего, в качестве.
Итальянский «Стажер» (16+) об отношениях босса и юного стажера - комедия. А не драма, как советская классика «Слуга» (16+). Наверное, создатель «Стажера» Валерио Аттаназио (он сценарист, и это его режиссерский дебют) вдохновлялся американской лентой «Дьявол носит Prada» (16+), она - именно комедия. Актера на роль начальника он взял, кстати, превосходного: Серджо Кастеллито многократно награждался призами за свое искусство. Но, когда слева - Олег Борисов (босс в «Слуге» (16+)), а справа - Мэрил Стрип (в «Дьяволе»), не лучше ли для дебюта придумать другой сюжет?
Американцы тоже не прочь вызвать призраков: в результате «Трудный ребенок», разруганный в 1990 году кинокритиками всего мира, превратился в «Семью по-быстрому» (16+), которую кинокритики вовсю хвалят. Отличия - там усыновляли одного, здесь - троих. Еще нас уверяют, что «Семья по-быстрому», чуть ли не цитирующая «Трудного ребенка», якобы основана на реальных фактах.
Японское аниме «Мирай из будущего» (6+) номинировано на «Оскар» как лучший полнометражный мультфильм года. Также по сюжету нельзя не заметить ну очень явной переклички с двухлетней давности аниме «Твое имя» (12+), пользовавшейся колоссальным успехом по всему миру: тоже про неожиданные путешествия во времени.
Для режиссера «Мирай из будущего» Мамору Хосода такие сюжеты не впервой: именно он за десять лет до «Твоего имени» снял «Девочку, покорившую время» (12+). Правда, если обратить внимание на героев (брат, ревнующий к своим родителям новорожденную сестру), трудно не вспомнить французского «Маленького Николя» (6+). Который, кстати, при этом обошелся без всяких путешествий во времени.
И напоследок - «Сила девяти богов» (12+): тайский мультфильм, на ура встреченный азиатским зрителем, единодушно оцененный как прорыв местной анимации и сейчас выходящий в европейский прокат. Герой отправляется в путешествие, чтобы познать забытое боевое искусство муай-тай и сразиться с армией демонов. Вот это фильм без всяких там призраков!
Конечно, если считать, что фигурирующие в сотнях азиатских фильмов поиски забытого боевого искусства - местная культурная традиция.
Опубликовано: Мурманский вестник от 31.01.2019