Хочется поговорить о кино… об американском кино!
Мое обожание американским кино не должно быть расценено как признание в чувствах всей Америке и неуважение к России. Я не была в Америке, никогда не увлекалась ее историей, людьми и имею небольшие представления об этой стране. Мой текст посвящен не Америке - здесь я равнодушна. Я именно про американское кино. Оно прекрасно! Я сейчас говорю о хорошем кино, не о фильмах однодневках, массовый поток.
Все хорошее американское кино, по-моему, делится на три категории:
Первая категория. Торжественные, великие, невероятно красивые, красочные фильмы-гиганты.
Это такие фильмы, которые может и не всегда трогают очень глубоко, и не всегда задевают тонкие грани нашей души, но которые нельзя не признать великими. «Унесенные ветром», «Титаник», «Аватар», «Английский пациент», «Форрест Гамп», «Гладиатор», «Побег из Шоушенка», «Игры разума» , «Бойцовский клуб», «Отступники» и многие другие.
В таких фильмах великое и лучшее все: костюмы, декорации, актеры, режиссеры, сюжеты и концовки. Они лучшие представители того или иного жанра кино. В них прекрасно все – природа, лица, постановки, диалоги, игра и пр. Возможно, их не захочешь пересматривать каждый месяц или год, но если решишься – вновь, покачав головой, признаешься: «Да, это прекрасно!..».
Это такие шедевры, безупречные примеры того, как должно быть. Может эта безупречность немного лощеная, но она бесспорная.
Вторая категория. ТИПИЧНОЕ американское кино, о типичной американской жизни и американских людях.
Это кино всегда современное, с нотами комедии, нотами драмы, всегда тоже красивое, менее масштабное, но оно 100%-но американское. В таких фильмах - яркие персонажи, их обычно много, у каждого своя судьба, история, история семей, различные любовные и семейные перипетии. В таких фильмах всегда есть большой дом, есть соседи, друзья, коллеги и такой вот американский быт - разговоры, эмоции, хорошо подобранные актеры и характеры героев. «Стальные магнолии», «Красотка», «Марли и я», «Мечтатель», «Невидимая сторона», «Мой парень – псих», «Чудо» и многие другие.
Данные фильмы не претендуют на многое, но они качественные и они всегда об отношениях. В них отношения мужчины и женщины, семей, соседей, друзей, коллег, детей очень национальные, американские и они мне нравятся. Мне хочется оказаться внутри этих фильмов, среди этих людей. Потому что они другие. Отношения другие - открытые и очень непосредственные. В них всегда есть место эмоциям, скандалам, выяснениям отношений и в то же время большая роль и сила взгляда, глаз, улыбки, выражения лица. Ссоры, длинные эмоциональные диалоги сменяются просто молчанием, просто прикосновением рук, просто обычной поддержкой друг друга и такой простой обычной любовью… Это никогда не наиграно, не натужно и всегда очень естественно.
Третья категория фильмов – истинное американское кино, тихое, драматичное, «полушепотом», ЛУЧШЕЕ.
В этих фильмах актеры не играют, они живут. Это фильмы, которые западают в душу и остаются там навсегда. Они ПРОНИЗЫВАЮЩИЕ. «Дни жатвы», «Пролетая над гнездом кукушки», «Место в сердце», «Прерванная жизнь», «Реквием по мечте», «Горбатая гора», «Вавилон», «Старикам тут не место», «Три билборда на границе Миссури», «Любой ценой», «Ветреная река» и многие другие.
В таких фильмах никогда нет прямых диалогов, тебе не навязывают – это хорошо, это плохо. Ты делаешь выбор сам, сердце выбирает. Они просто настолько естественно сыгранные и поставленные, что это, на мой взгляд, и есть гениальность. В них не показывают тысячи эмоций в минуту, в них не машут руками и не искажают лицо, чтобы показать драму или боль, в них нет масштаба, невероятных приключений, любовных драм или глобальных массовых исторических сцен. Но они пронизывают весь мозг и всю душу. Они как будто не просто выражение боли, страдания, драматичных случайностей и поворотов жизни, они и есть сами по себе - эта боль, это страдание, это чувство, когда все летит к чертям. Эти фильмы заставляют думать – думать о смысле жизни, о прощении. Они всегда оставляют маленькую трагедию в душе и в голове, небольшой отпечаток грусти, какой-то неуловимой и в тоже время очень глубокой.
Кстати, хочу отметить. Американцы вообще не умеют снимать фильмы про войну. Генетически, исторически ни актеры, ни режиссеры, ни создатели, не прожили и не прочувствовали подкоркой мозга войну. Это закономерно. Ведь Америка всегда была далека от военных действий, за океаном.
Конечно, у меня есть любимые отечественные фильмы. Это советские военные драмы, советские комедии, это российские фильмы («Вор», «Брат», «Сибирский цирюльник», «Мы из будущего-1», «Легенда №17»). Может еще пара… и все, к сожалению. Вообще я патриот. Просто, наверное, в нашей подкорке мозга нет гена кинематографии. Просто так получилось. Но есть другие и это уже совсем другая история…