- Денис Иванович, здравствуйте!
- Здравствуйте!
- Что входит в полномочия главного архитектора города?
- Круг полномочий обширный. Есть сухие полномочия – выдавать разрешение на строительство. А если говорить о творчестве, то по большому счету, синхронизировать все процессы управления городской территории. Это и транспортные и экономические процессы, но самое главное – это застройка.
- Что значит синхронизировать?
- Главное, чтобы интересы городских сообществ и территории, были учтены при дальнейшей застройке.
- В Москве главный архитектор города подчиняется главному строителю города, в Эмиратах наоборот. Кому подчиняется главный архитектор города Череповца?
- Мэру и первым заместителям мэра, строителю я не подчиняюсь. Но во многих областях и районах функцию главного архитектора увели даже не до функций строителя, а до управления ЖКХ.
- Какие вопросы вы можете решить своим волевым решением? Когда последнее слово может быть за вами?
- По художественному образу у меня такие полномочия есть. Мы определяем внешний вид здания или внешний вид территории и подпись – разрешение на строительство – за управлением Архитектуры и мной.
- Боитесь ли вы, что вашу задумку могут испортить те, кто сможет пролобировать свою архитектурную задумку?
- У нас в городе возрожден институт архитектурного совета, в который входят несколько сообществ – архитекторы, строители и бизнесмены. В этом совете мы выслушиваем все стороны и принимаем решения. А также у нас есть возможность обратиться к союзу Архитекторов или к реставраторам за дополнительной помощью, например, при реставрации памятников, знаковых мест.
- Откуда идет финансирование? Как город работает с бизнесом? Может ли бизнес вкладывать какую-то часть денег в проекты?
- Все зависит от территории, от собственника. Если есть собственник, то город не имеет права заниматься этой территорией. Если это территория городская, то финансирование или городом, или федеральная программа, или областная, или привлекать бизнес к благоустройству городских территорий. Чем меньше городских территорий, тем меньше нагрузка на бюджет, тем более эффективное использование территории бизнесом.
- Но бизнес не всегда может и хочет вкладываться. Не будет единого городского облика или город может влиять?
- Город, конечно, влияет! Есть правила застройки и землепользования. Есть так же ограничения для бизнеса, очень много ограничений. Поэтому бизнес не всегда и принимает решение вкладываться в приобретение территории. И у города остаются резервные территории, над которыми нужно подумать – стоит ли их развивать или нет. Необходимо сконцентрироваться на том, что есть, развить застроенные территории. К нам и так много обращений о серости городской среды.
- Часто говорят о том, что земля в городе должна приносить доход. Сейчас все чаще и чаще смотрят в сторону пешеходов и бизнеса, и автомобиль городу не выгоден. Почему тогда на территории Череповца нет платных парковок даже в центре? Много лет назад был даже бизнес-проект платной парковки.
- Платная парковка – это необязательный инструмент, чтобы отказаться от машин. Это деньги, это урегулирование. Но для того, чтобы что-то предложить, необходимо вначале что-то сделать, разработать логичную схему и построить бесплатные перехватывающие парковки.
- А вы можете сейчас дать слово, что, занимая этот пост, вы будете заниматься вопросом платной парковки?
- Таких слов я не могу дать.
- Возможно, это даже некое волевое решение власти. Если слушать горожан, то это два лагеря, которые хотят и которые не хотят платные парковки. Вернемся к предыдущему – автомобиль не полезен для города и владелец автомобиля, покупая его, должен обслуживать его сам.
- Я с вами полностью согласен. Мы сейчас городскую инфраструктуру делаем под частную собственность и получается, что удобно даже не человеку, а машине. И благоустройств для машин у нас больше, чем для человека. Необходимо сделать выводы. А сейчас необходимо развивать общественный транспорт – это городу выгодно и начинается другая активность людей.
- Как вы относитесь к карманам общественного транспорта и антикарманам? Антикарман – это тот же карман, но он отбирает полосу у транспорта, а не у пешеходов. Большинство водителей автобуса по факту все равно не заезжает в карманы, т.к. его потом из этого кармана не выпускают. Европейский опыт доказал, что это более логичнее и удобнее.
- Я с вами соглашусь, что антикарман - это один из способов урегулирования городского движения.
- Это входит в ваши обязанности для изменения ситуации?
- Да, это частично мои и отдела транспорта. Но здесь еще есть нормативы «прошлого века», которые не дают развивать и изменять. Раньше были другие подходы и была система плановой экономики, а все транспортные сети рассчитывались на другое количество автомобилей. Разработка нормативов к нам, к сожалению, никакого отношения не имеет. В современном градостроительном кодексе даже нет слова «архитектура».
- Как вы относитесь к урбанистам, как к институту, как к сообществу? Усилиями и пропагандой люди многих стран доказали, что город должен принадлежать пешеходам и быть удобным. У нас город для пешеходов неудобен. Затянут асфальтом, плиткой и неправильно уложенными – отсюда лужи. Жители города перед выходом на работу решают в какой обуви им идти на работу.
- Я вас понимаю. Но по большому счету все это к урбанизму имеет составляющее отношение, это благоустройство и дизайн городской среды.
- А город же живет по генеральному архитектурному плану. От какого года он у нас?
- Утвержден он в 15-16 году
- На ваш профессиональный взгляд, отбросив должность в сторону, на сколько он рабочий, на сколько он живой, на сколько смотрит в будущее?
- Он рабочий. Но по всей стране мы работаем по генеральным планам прошлого века. Квартальная застройка не дает развиться нормальному живому сообществу.
Президент поручил отказаться от генеральных планов как таковых, оставить право землепользования застройке. Чтобы повернуть генеральный план в сторону развития – требуется от года и больше, плюс согласование, которое длиться дольше, чем строительство. Получается абсурд – модернизируем страну, но мы модернизируем ее задним числом.
- И как вы собираетесь работать без плана?
- Есть другой инструмент – пространственное развитие территории. Это экономическая модель, связанная с вектором развития города или области. Составляется мастер-план, благодаря которому можно прощупать нужна ли та или иная застройка. Это эскиз перед внесением изменений в генеральный план.
- Не от одного человека слышали, что нет центра. Вы, как архитектор, определите, пожалуйста, где центр нашего города?
- Центр – Советский проспект
- А признаки центра? Советский проспект не вяжется с центром.
- Я пока недавно приехал и на данный момент считаю, что Советский. Так как для меня центр города – это историческая застройка.
- Если все-таки это Советский проспект, то какие признаки, кроме того, что там стоит храм. Люди, которые туда приходят, должны заняться чем-то. Будет ли он пешеходным? Будет ли там нормальный правильный бизнес?
- План есть. Фактически должен развиваться сначала центр, а потом как пирамида развиваться все остальное в городе. У нас есть областной документ исторического поселения, автор Комитет по охране культурного наследия, где указаны ограничения по развитию исторического центра. Строить, согласно этого документа мы можем не выше 2-3 этажей. Фактически мы строим яму и центр не развивается, нет жизни в центре, и она уезжает вся в спальные районы. А должно быть наоборот - в центре жизнь кипит и насыщена жильем, а периферия – одноэтажная застройка. По факту нам дали развитие, но с инструментом ограничения. Вокруг памятников по факту мы строим какую-то бутафорию. Мы хотим выйти с предложением поменять ориентацию - более детально уделить внимание памятникам и дать возможность центру развиться с современной архитектурой. Это должна быть дорогая вещь в центре города, которая находится рядом с памятником, дорогая именно своей ценностью. В стране мы мало можем чем таким подобным гордиться.
- А в чем проблема? Мало профессионалов, которые могут сделать что-то креативное? Ну, и Советский свою историческую ценность уже потерял. Ваше мнение почему так происходит?
- Это все от нас самих. У города есть правила, они не идеальны, но мы, жители, и их не делаем. В основном это все самострой и в отношении рекламы в том числе.
- А авторский надзор?
- Его нет. Если не прописано в договоре «авторский надзор», то ничего не сделать. Авторство у собственника проекта. И ничего не сделать, т.к. это гражданские отношения.
- Т.е. на картинке вы видите одно, а по факту построено совершенно другое?
- Бывает так. Бывает качество строительство сильно отличается. Должно быть так, что строительный комплекс работает на архитектуру.
- Когда может прекратиться издевательство над цветовой гаммой? Имеется ввиду отделка. Вы сможете с этим бороться?
- У нас есть Архитектурный совет. Председатель – мэр, входит в совет управление архитектуры, от союзов строителей и архитекторов представители, и сейчас будут входить предприниматели. Можно на этом совете решить утверждать или нет и если не утверждать, то почему. К сожалению, застройщик или собственник самостоятельно, после утверждения внешнего облика, идет и заказывает рабочий проект. И в этом проекте не всегда то, что согласовано на совете. Мы решили, что будем возвращать еще на согласование рабочий проект, где и можно будет предъявить претензию, что применены не те цвета, не те материалы и т.п. Но в тоже время, если застройщиком получено разрешение на строительство, то он имеет право строить.
- А как вы думаете - выбор таких нелепых материалов – это отсутствие вкуса?
- Скорее всего, эти материалы остались от чего то, их проще достать и привычка.
- Вот если бы на каждом доме после завершения строительства была повешена табличка – строил тот то, то, что-нибудь бы изменилось?
- Думаю, что просто бы отказались – нет, нет, это не мы.
- Строят высотный дом. Например, 16ти этажный. Внутри дворовая территория маленькая, а снаружи огромный пустырь. Для чего этот пустырь? К тому же, если понятно, что первый этаж не будет выкуплен бизнесом, то отдать его под парковку, убрать из двора машины. А за домом поставить карманы с парковкой и закопать мусорки. Есть у вас видение по этому поводу?
- Есть. Есть подход, концепция «Двор без машин», мы ее рассматриваем на архитектурном совете. Пока мы только даем рекомендации и замечания по планировки территории вокруг дома. Чтобы можно было выходить во двор, а не к машине. Можно регулировать в настоящий момент знаками – стоянка запрещена, чтобы не возникала конфликтных ситуаций для проезда спецтранспорта. Оставил машину – приехал эвакуатор и увез ее. Машина – дорогое удовольствие, содержать ее дорого и к этому нужно привыкнуть. Я отказался от машины и в Череповец приезжаю без машины. Во дворе поставить некуда, до работы дойти 3 минуты. Машина, конечно, нужна иногда, но я, например, на трамвайчике перемещаюсь куда мне нужно. До Вологды еду на автобусе и столько времени высвобождается, оказывается.
- Проект Набережной! Это тот проект, с которым вы зашли на должность в наш город. Этот проект – дело чести?
- Какие-то идеи учтены, с которыми я в конкурсе участвовал. Но на самом деле мы корректировали проект с учетом экономики. Мы предложили более деликатный, более природный, более ландшафтный вариант использования набережной и более экономически оправданный. Набережную сейчас мы будем только благоустраивать. Пешеходная и велосипедная зоны на набережной. Протяженностью более 2 км, а вся набережная около 3,5 км.
- Вы не боитесь, что она будет скучной и неинтересной?
- Мы проанализировали и подошли к проекту немножко по-другому. Мы обсуждаем не архитектурную составляющую, а сценарий – для кого же она будет нужна, кто будет пользоваться этой набережной. Все это мы обсуждаем со всеми городскими сообществами и с предпринимателями. Если мы сделаем набережную, что по ней можно будет просто ходить и гулять, то она скоро наскучить. Ну, и территория должна себя самоокупать – заселить набережную активностями, плюс на набережной могут быть кафе, пункты проката, гостиницы.
- На набережной заказчик - Муниципалитет. Вот здесь вы можете влиять на архитектуру и на облик бизнеса?
- Да. У нас точечное видение элементов набережной. К примеру, хочет бизнес построить кафе – ему будет предложено, что только такое кафе вы можете строить.
- Выход к реке, открытый выход очень сильно влияет н психологию человека. У нашей набережной будет выход к реке?
- У нас вся набережная у реи. Будет и песчаная и прогулочная зоны. Главное, чтобы у нашей набережной было свое лицо! Пусть не уникальное, но свое! Чтобы жители могли пользоваться ей, показывать гостям города, чтобы это было элементом гордости!
- Вам хочется, чтобы это стало центром города?
- Конечно, хочется, как и всем жителям!
- Мы будем убирать заборы? Не ставить новые и убирать, которые есть!
- Я надеюсь!
- У вас есть такое желание? Вы хотите заняться этим вопросом? Я понимаю, что есть другие цели и задачи.
- Всему свое время. К заборам нужно будет в свое время подойти! Хотя бы снять с них рекламу! Или заборы привести в соответствующий вид.
- В большей степени я интересуюсь про заборы, которые рекомендуют ГИБДД. Например, у Ленты парк огорожен забором. Мы как в армии. Покрашенные деревья, покрашенные бортики – мы будем от этого отказываться? Для вас это нормально или это дикость? В чем смысл?
- Заборы – это без скорее безопасность дорожного движения. А на счет бортиков - не везде это уместно и бортики красят у нас, потому что они у нас порушенные и к празднику приводят в порядок. В некоторых странах это даже возведено в дизайн городской среды. У нас не обратили внимание как это сделать.
- Красят деревья и бортики – тратят бюджетные деньги! У нас много перепадов в бордюрах и город для маломобильных не удобный, например, для прогулки с детьми в колясках. Есть технологии как сделать безбордюрную среду.
- Нужно всем этим заниматься! В настоящий момент сконцентрировать внимание на конкретных проблемах! Если размазать по всему городу, то можно не получить желаемый результат. Сделать в одном месте и подтягивать другие территории и не возвращаться к проблеме 10 лет.
- Что вам сейчас не нравится в нашем городе?
- Нет нового, современного лица! Современное лицо есть, а уникального, уникальной архитектуры, чтобы люди потом гордились – нет! Чтобы можно было показать свою эпоху. Нужно свой город любить! Этого нам не хватает всем! Чтобы мы с любовью относились к каждому квадратному метру. Все требует внимания и ухода!
- Хотим вам пожелать, чтобы художник всегда побеждал в вас внутреннего чиновника! Чтобы ваше руководство доверяло вашему вкусу и доверяло вам и сильно не вмешивалось в процесс!
- Спасибо!