Современная живопись все чаще делает зрителя и его восприятие частью своих произведений. Но наиболее ярко это проявляется в оп-арте — одном из ответвлений геометрического абстракционизма, возникшем во второй половине XX века. Публикуем краткую историю этого интересного жанра с самыми колоритными работами художников оп-арта.
Первые оптические иллюзии появились еще в начале XX века, однако широкой публике оп-арт стал известен после нью-йоркской выставки в 1965 году. Основоположником этого течения считается Виктор Вазарели, а одним из самых популярных представителей — Мауриц Эшер. Сперва он развил направление, известное как имп-арт — изображения невозможных фигур, которые воспринимаются человеческим глазом как настоящее другое измерение.
Объекты оп-арта, будь то световые инсталляции, графические полотна или предметы интерьера, заставляют зрителя выходить за рамки привычного мышления, полностью погружаясь в изучение детально проработанной визуальной “обманки”. Кажущийся хаос изображенных геометрических фигур или узоров — вызов для нашего зрения, которое всегда пытается собрать из того, что наблюдает, целостную картину. Именно эффект перцепции (то есть бессознательного восприятия) и позволяет зрителю ощутить себя соавтором произведений оп-арта: ведь без его взгляда изображение остается двумерным, плоским, лишенным “второго дна”. В то же время даже самым внимательным наблюдателям часто так и не удается разгадать все тайны созерцаемых ими картин.
Мастера оптического искусства, заявившие о себе в 1950-е годы, продолжают вдохновлять своими идеями научных деятелей, кинематографистов и дизайнеров. Яркое влияние оп-арта можно заметить в таком направлении архитектуры, как параметризм, где фактурность и пластичность форм интерьера становятся главным выразительным средством, позволяя придавать жестким материалам невесомый, изящный вид.
В наши дни наиболее ярким представителем оптического искусства является венгерский художник Иштван Орос, настоящий мастер анаморфоз — его полотна больше похожи на парадоксальные ребусы.
Зеркала и различные металлические предметы преобразуют каждую из картин Ороса в нечто совершенно новое. В каждом творении при нужном ракурсе внезапно проступает другое изображение — художник легко играет с восприятием реальности, и, кажется, успешно переносит четвертое измерение на бумагу. Чтобы понять его картины-загадки, нужно помнить главный принцип: они не то, чем кажутся на первый взгляд. В штрихах пейзажей и геометрических фигур Орос скрывает портреты По, Верна и даже Энштейна. Без помощи предметов “с нашей стороны” реальности его творения не раскроют своей тайны.
“Абстрактное искусство будущего будет стремиться к всеобщей универсальности разума”, — сказал Виктор Вазарели в 1985 году. Оглядываясь вокруг, мы можем заметить, что так все и происходит. Несмотря на то, что еще в 60-х годах прошлого века многие критики предсказывали оп-арту скорый закат, он живет и процветает не только в стенах музеев, но и в наших домах и офисах, делая оптические головоломки частью новой повседневности. И мы, кажется, совсем не против добавить немного увлекательных иллюзий в свою реальность.
Автор: Анастасия Грачева
Оригинал: https://hydraweb.ru/optical_art/