Найти в Дзене
Журнал «Амбиверт»

Царство иллюзий: краткая история оп-арта

Современная живопись все чаще делает зрителя и его восприятие частью своих произведений. Но наиболее ярко это проявляется в оп-арте — одном из ответвлений геометрического абстракционизма, возникшем во второй половине XX века. Публикуем краткую историю этого интересного жанра с самыми колоритными работами художников оп-арта.

Виктор Вазарели, “Зебра”, 1950 год
Виктор Вазарели, “Зебра”, 1950 год

Первые оптические иллюзии появились еще в начале XX века, однако широкой публике оп-арт стал известен после нью-йоркской выставки в 1965 году. Основоположником этого течения считается Виктор Вазарели, а одним из самых популярных представителей — Мауриц Эшер. Сперва он развил направление, известное как имп-арт — изображения невозможных фигур, которые воспринимаются человеческим глазом как настоящее другое измерение.

Мауриц Корнелис Эшер, “Относительность”, 1953 год
Мауриц Корнелис Эшер, “Относительность”, 1953 год

Объекты оп-арта, будь то световые инсталляции, графические полотна или предметы интерьера, заставляют зрителя выходить за рамки привычного мышления, полностью погружаясь в изучение детально проработанной визуальной “обманки”. Кажущийся хаос изображенных геометрических фигур или узоров — вызов для нашего зрения, которое всегда пытается собрать из того, что наблюдает, целостную картину. Именно эффект перцепции (то есть бессознательного восприятия) и позволяет зрителю ощутить себя соавтором произведений оп-арта: ведь без его взгляда изображение остается двумерным, плоским, лишенным “второго дна”. В то же время даже самым внимательным наблюдателям часто так и не удается разгадать все тайны созерцаемых ими картин.

Maquette Sphere Lutetia, Хесус Рафаэль Сото 
Maquette Sphere Lutetia, Хесус Рафаэль Сото 

Мастера оптического искусства, заявившие о себе в 1950-е годы, продолжают вдохновлять своими идеями научных деятелей, кинематографистов и дизайнеров. Яркое влияние оп-арта можно заметить в таком направлении архитектуры, как параметризм, где фактурность и пластичность форм интерьера становятся главным выразительным средством, позволяя придавать жестким материалам невесомый, изящный вид.

Интерьер кафе “Шесть градусов” в Джакарте, Индонезия
Интерьер кафе “Шесть градусов” в Джакарте, Индонезия

В наши дни наиболее ярким представителем оптического искусства является венгерский художник Иштван Орос, настоящий мастер анаморфоз — его полотна больше похожи на парадоксальные ребусы.

Иштван Орос, “Колонна”, 1994 год
Иштван Орос, “Колонна”, 1994 год

Зеркала и различные металлические предметы преобразуют каждую из картин Ороса в нечто совершенно новое. В каждом творении при нужном ракурсе внезапно проступает другое изображение — художник легко играет с восприятием реальности, и, кажется, успешно переносит четвертое измерение на бумагу. Чтобы понять его картины-загадки, нужно помнить главный принцип: они не то, чем кажутся на первый взгляд. В штрихах пейзажей и геометрических фигур Орос скрывает портреты По, Верна и даже Энштейна. Без помощи предметов “с нашей стороны” реальности его творения не раскроют своей тайны.

Иштван Орос, “Таинственный остров”, 1983 год
Иштван Орос, “Таинственный остров”, 1983 год

“Абстрактное искусство будущего будет стремиться к всеобщей универсальности разума”, — сказал Виктор Вазарели в 1985 году. Оглядываясь вокруг, мы можем заметить, что так все и происходит. Несмотря на то, что еще в 60-х годах прошлого века многие критики предсказывали оп-арту скорый закат, он живет и процветает не только в стенах музеев, но и в наших домах и офисах, делая оптические головоломки частью новой повседневности. И мы, кажется, совсем не против добавить немного увлекательных иллюзий в свою реальность.

Автор: Анастасия Грачева

Оригинал: https://hydraweb.ru/optical_art/