На войне применяется все, что способно принести разрушения. Поэтому неудивительно, что огонь постоянно привлекал внимание практиков и теоретиков воинского искусства. Возможно, это средство в конфликтах использовали и люди каменного века, но свидетельств тому нет. Первый задокументированный огневой способ ведения войны можно отнести к Гомеру.
Известно, что в V в. до н. э. (по свидетельству Фукидида) греки частенько кидали в осажденные города что-то зажигательное, а пару столетий спустя слонов очередного македонского царя напугает гарнизон осажденного города, выпустив против гигантов стадо орущих и горящих свиней. Точно так же в XIV столетии Тамерлан поступит с индусами – только вместо свиней сгодятся верблюды.
В Библии имеется рассказ о том, как Самсон мурыжил филистимлян, запуская в их посевы лисиц с горящей паклей на хвостах. Что-то подобное повторит легендарная княжна Ольга, задумав отомстить за убитого мужа. Да и вообще, судя по всему, это бродячий сюжет – нечто подобное сообщают и скандинавские хроники (с иными действующими лицами, но тоже на правах легенды). А еще в XVI веке Франц Хельм советовал для поджога вражеских городов использовать дрессированных кошек (можно голубей) с медными горшками, наполненными горящими составами. Тут, конечно, полная лажа – животное скорее побежит в направлении родного дома, а не в сторону вражеского стана.
Так или иначе, но огонь и меч соседствовали не только в поговорках. Война вообще стремится все испепелить – и в прямом, и переносном смыслах. А массовое применение огня сдерживали только два фактора: равная опасность средства для обеих сторон при несоблюдении многочисленных правил безопасности и отсутствие вразумителных средств быстрого и надежного воспламенения. Оно, конечно, неплохо на крышу вражины закинуть горящий факел (как в кино) или перекинуть сотню-другую зажигательных стрел через городские стены, да только с кремнем и кресалом каждый раз возиться не выйдет. Следовательно, надо устраивать некие промежуточные пункты с жаровнями на каждую группу стрелков – хлопотно все это, да и мобильность падает.
Поэтому огневые средства борьбы почти не применялись в полевых сражениях. Огонь – это средство обороны и осады. Хотя вот как-то египтяне в XIII столетии выпустили на монгольскую конницу пугало в виде всадника, запрятанного в войлок, смоченный смесью уксуса, талька и глины – для негорючести. А самого всадника увещали колоколами и горящими фитилями, вручив в руки палку, пропитанную нефтью, которой намазали и шлем. А потом подожгли все это и отправили гонять захватчиков. Первый раз получилось здорово, но во второй раз маленько не рассчитали с длительностью горения, и когда страшилка достигла вражеских порядков, пугать оказалось нечем – топливо выгорело и только редкие дымки напоминали о былом величии.
Так или иначе, но огненные снаряды все же существовали. Их могли закидывать как при помощи пращи или луков, так и метательными машинами побольше. Конструкция самого снаряда получилась вариативной – что под руку попадалось. Это мог быть горшок или известняковый булыган, обмотанный веревкой. А то и просто моток каната, в который для настырности поведения вставляли крючки и шипы. Горючая пропитка тоже зависела от наличия ресурсов. В Китае, например, к классическому составу дымного пороха (сера, селитра, уголь) добавляли сухой лак, смолу, воск, тунговое масло – такой коктейль при горении давал много брызг. В Европе применяли чаще масло, загущенное серой и древесной смолой. Арабы вместо масла брали нефть. Остальное уже сводилось к логистике.
Все описанные составы считались общеизвестными и универсальными. Как-то арабы, например, защищая от крестоносцев Акко (XII век), закидывали их осадные башни горшками с нефтью, а после, как только хорошенько все пропиталось, добавили к прежним гостинцам горящие пучки пакли. Так что вспыхнуло все красиво и дружно. Рыцари, в свою очередь, тоже любили выжигать – тут уж как кому повезет.
Против таких составов знали противоядие еще с античных времен. Самыми распространенными можно считать сырую кожу и маты из увлаженных морских водорослей. Еще лучше работала пропитка дерева и кож квасцами. Но был все же огненный состав настолько действенный, что тайну его оберегали на государственном уровне – это знаменитый греческий огонь, конечно.
Отличие греческого огня от конкурирующих коктейлей простое: его невозможно было потушить водой. Только уксусом или песком. А еще греческий огонь продолжал гореть даже на поверхности воды. И ко всему прилипал, чего касался – вполне как современный напалм.
До конца секрет греческой смеси нам неясен. Существующие рецепты, упомянутые современниками, сильно разнятся по составу. Плюс в то время под одним названием могло подразумеваться сразу несколько веществ. Возможно, рецепт мог варьироваться в зависимости от того, где его конкретно подразумевалось использовать. А, возможно, мы наблюдаем случай удачной дезинформации.
В иных списках в греческом огне числятся нефть, битум (или асфальт – как загустители), негашеная известь и сера. Другой автор говорит о сере, негашеной извести, смоле и льняном масле. В любом случае нынешние химики в голос утверждают, что наличие извести обязательно – именно этот компонент позволяет смеси гореть (и воспламеняться) при контакте с водой. Недаром же греческий огонь считался флотским оружием. Но как оно было на самом деле – неизвестно. К XIV веку греческий огонь и вовсе перестал упоминаться в хрониках – более простой и безопасный порох вытеснил слишком капризного и опасного конкурента.
× Поддержите подпиской наш телеграм-канал: @battlez
Во Франции, при Людовике XV некий Андре Дюпре заявил о разгадке секрета греческого огня. В Гавре, в присутствии монарха, Дюпре катапультой забросил всего один горшок некой смеси на шлюп, стоящий на якорной стоянке. Корабль мгновенно вспыхнул. Демонстрация новооткрытого средства так впечатлила короля, что вся документация по исследованиям Дюпре немедленно была выкуплена и уничтожена. Ну а сам исследователь весьма скоро погиб при невыясненных обстоятельствах. И греческий огонь снова перешел в разряд легенд. Где и остается до сей поры.