Бесспорно, детский сад и школа являются первыми институтами в жизни ребенка, где помимо получения огромного количества знаний, умений и навыков, ребенок входит в социальную среду и принимает набор готовых установок, по которым живет социум.
Однако, именно в семье, являющейся отправной точкой для становления любой личности, происходит наделение детского сознания первыми шаблонами поведения. Испытание моделей желательного и нежелательного поведения, усвоенных в семье, является первыми шагами во взаимодействии ребенка с окружающим миром.
На первый взгляд можно решить, что стереотипы обладают в нашей жизни исключительно положительными эффектами, участвуя в построении картины мира, экономя усилия, необходимые для проживания актуальных событий и формирования субъективного взгляда на вещи «в подробностях», а не как типы и обобщения. Но слово «стереотип» сегодня наделяется исключительно негативным характером, и это тоже стереотип.
Стереотипы настолько плотно входят в жизнь человека и общества, что находят отражение в фольклоре: «Баба с возу – кобыле легче», «Работа не волк, в лес не убежит» и «Пфенингу маркой не стать» (нем. Pfening wird die Marke nicht sein) – яркие представители шаблонного мышления, пропитавшего народное творчество.
Тем не менее, мы не можем отрицать, что для всех стереотипов характерно общее свойство – это ограничение человеческого потенциала. А если ребенок сталкивается с родительскими стереотипами, то последствия могут быть и вовсе плачевными.
На сегодняшний день в обществе произошли и продолжают происходить весьма ощутимые изменения, такие как глобализация, урбанизация, кибернетизация общения и лавинообразное увеличение доступных данных, а также все больший переход от коллективистского к индивидуалистическому мировоззрению. В связи с этим все более и более возрастает ценность каждого индивида с его талантами и способностями, которые он в себе развил. Акцент все более смещается с «перспективности направления» на «перспективность личности», что подразумевает гораздо большую вероятность достижения успеха и гармонии, а те модели поведения, которые эффективно работали в период расцвета двух предыдущих поколений, могут становиться и становятся все менее и менее эффективными.
Тем прискорбнее видеть, как стереотипные взгляды родителей на окружающий мир, развитие, образование и воспитание делают детей не потенциальными Эйнштейнами, Эдисонами, Флемингами и да Винчи, а не слишком заметными элементами в «перспективных», «престижных» и «прибыльных» направлениях. Что ждет человека, занимающегося чем-то перспективным, но абсолютно нежеланным!? Как минимум депрессивное состояние и всё, что к нему прилагается.
С первых дней жизни ребенок, одаренный природой целым набором талантов и предрасположенностей, оказывается во власти родительского мировоззрения и родительского представления о необходимых, полезных и перспективных навыках. Как определяется полезность? Каждый делает это по-разному. Кто-то делает упор на физическое развитие, отправляя ребенка на занятия гимнастикой, единоборствами и плаванием. Для других развитие представляется исключительно в творческом направлении, и ребенок отправляется на занятия музыкой и это только два варианта из множества. И хотя общество уже довольно давно твердит, что каждый человек, каждый ребенок уникален, множество родителей настойчиво выстраивают картину идеального будущего для своих детей, стремясь вложить в ребенка как можно больше «полезного», планируя его день, насыщая его бесчисленным количеством развивающих занятий, не задумываясь, что такой подход часто лишает его возможности проявлять самостоятельность и развивать главные составляющие личности, независимо от предпочтений родителя. То и дело можно услышать «Я записала ребенка…», «Я отвел ребенка…», «Я устроил…» явно свидетельствующие о проекции успехов детей на себя, вместо «Он записался…», «Он пошел…», «Он сделал…».
Никто не вправе оспорить полезность корректно подобранной физической нагрузки для гармоничного развития опорно-двигательной, сердечно-сосудистой и прочих систем растущего организма, как никто не вправе умалять влияние игровой, познавательной и трудовой деятельности, однако за погоней в развитии разума ребенка большинство родителей игнорируют развитие еще двух фундаментальных атрибутов личности – воли и чувств.
Воля, разум, чувства – в этой триаде не случайно именно воля стоит на первом месте, ибо именно она всегда являлась и будет являться источником побудительного мотива для любого начинания, будь оно связано с игрой, познанием, трудом или общением. И именно воля ребенка отодвигается на последний план, когда желание дать ребенку лучшее через развитие «в правильном направлении» переходит в тенденцию по мере его взросления и перехода на более высокие уровни познания.
Как может сформироваться воля ребенка, когда за него уже все спланировано и для ее проявления нет ни малейшего пространства, ни единой минуты свободного времени, а отвлечение на «всякую ерунду» «нерезонно», а подчас и грозит санкциями?
Именно формирование волевой составляющей резоннее всего поставить на первое место родителям, желающим видеть своего ребенка счастливым, самостоятельным, способным принимать решения, нести за них ответственность (в первую очередь перед самим собой) и выбирать свой путь. Ребенок с развитой волей будет более осознанно взаимодействовать с окружающим его миром, принимать активное участие в формировании своих ценностей и интересов, а также в выявлении и развитии своих способностей. И именно здесь родителям следует понимать, что воля ребенка не всегда будет соответствовать их мировоззрению.