Занимаюсь с девочкой 10 класса по скайпу. Подходит мама к девочке с ложечкой, извиняется передо мной.
- Ну, мама, зачем сейчас, могла бы попозже, - выговаривает девочка маме, сама послушно пьет с ложки.
- Болеешь что ли, лекарство тебе принесли? - любопытствую я.
- Нет, это мама борщ варит, дает мне пробовать, - сообщает девочка.
- Вкусно получилось, - говорит маме.
Занимаемся дальше.
Вспомнила об этой сцене через несколько дней. Думаю, повезло девочке, отношения с мамой трогательные.
Через несколько дней, во время другого занятия, настроение у девочки другое. Она хмурится, мужчина на заднем плане туда-сюда ходит. Видимо, отчим, думаю я.
Или вот еще про трогательные отношения. Девочка учится в 11 классе, живет через три дома от школы. Каждое утро, начиная с 1 класса, мама провожает ее до школы. Они всю дорогу мило щебечут, не доходя до ворот школы, обмениваются поцелуйчиками, мама идет обратно домой. У этой девочки тоже отчим. Классный руководитель (моя знакомая) живет с девочкой в одном доме, каждое утро по дороге в школу наблюдает сцену проводов в школу.
Четверть страны живет по сходному сценарию: мама, ребенок, отчим. У детей в семьях с неродным отцом чаще всего трогательные отношения с матерью. По поведению детей видно, что ситуация с отчимом их не устраивает. Дети ревнуют, обижаются, не признают авторитет отчима.
Многие женщины вовсе не выходят замуж повторно, чтобы не травмировать ребенка.
Когда была классным руководителем, сдавала анализ по семьям социальному педагогу: 3 полные семьи, 5 семей с отчимом, в остальных - только мама.
Теперь, конечно, не расспрашиваю детей про их семьи, не собираю анкеты, как в школе, но догадываюсь, что полных семей почти нет. Везде мамы: работают, обеспечивают, заботятся. Живем, как после войны, пап в семьях мало.