Найти тему

Танцы, танки... Т-34. Внимание: спойлеры!

Нагрузился попкорном — с ведерками двумя. Водички, этой как ее. а не важно, чтоб во рту, главное, не пересыхало. Уселся поудобнее я в кресло, щелкая волшебными кнопками на пульте. Звук накрутил «супер-пупер» в колонках. Не до предела, конечно, — скорее, до уровня приятного грохота. ну, чтоб взрывы были как взрывы, а сопровождающая музыка и голоса персонажей звучали на высоте «плавающего поплавка». Не глухо и не настолько громко! Монитор television set на нужное кино. И поехали! Смотрю хит начала этого года — фильм Алексея Сидорова («Бой с тенью», сериал «Бригада») «Т-34».

Шаблон, набивший оскомину молодым, и шаблон, не приемлемый для старшего поколения! В наши дни отечественные кинематографисты все чаще рьяно покушаются на то, что свято. На памяти о войне — стараются заработать деньжат.

Алексей ЧУГУНОВ

Кинокартина наделала шума (и шума неимоверного) в новогодние каникулы, привлекая огромную массу зрителей в кинозалы. Старт начался сразу 1 января 2019 года. Не хиленький бюджет по российским меркам киноиндустрии — 600 000 000 рублей, а набрал в свою копилку «Т-34» за праздники порядка 1.8 млрд рублей. Не слабо!

Начало! Как только пробежали ворохом лейблы спонсоров, а их насчитал аж шесть штук, и заглавие фильма — сразу меня, как зрителя, — в бой. Что сказать, картинка — загляденье, будто с сочными мазками ху-дожников-гиперреалистов, где синий цвет намного синее и белый — белее белого. Компьютеры с прогой «3D MAX», «Mental Ray» или что еще — постарались на славу. Что немаловажно, не весь фильм сдобрен спецэффектами с вездесущим «хромакей». Для фильма было выстроено более 25 масштабных декораций, среди которых русская деревня, лагерь для военнопленных, немецкий полигон и железнодорожная станция. Некоторые массовые съемки проходили под настоящим проливным дождем — два дня. В первый день люди настолько замерзли, что съемочной группе пришлось увеличить ставку и без того высокую.

А я?! А я смотрел с открытым ртом, как шестилетний ребенок. Или почти?.. С первого кадра захватывает.

На то и был расчет киношных ремесленников. Лихо несся герой (танкист!) Александра Петрова в полуторке, везя бойцам кухню на передовую. А тут, на беду, танк немецкий с стягом на башне нарисовался — наверно, чтоб зритель лучше визуально разобрался, где «наши и «не наши». И как истинный ариец... фу ты... как охотник-профессионал, начал ловлю за бедной грузовой машиной. А что Петров? Вернее, главный супергерой в фильме — Ивушкин, он с врожденным чутьем стал ловко уворачиваться от летящих бронебойных, осколочных снарядов, цепко считая секунды. Последний снаряд неудачно врезался в столб — именно врезался, по всем канонам драматургии. От толчка столб разломился, как школьный карандаш. И никакого баба-ха! По всем канонам гротеска, комедии.

И первая небольшая сценка задает тон всей кинокартине. И бог с ними, с ляпами! Кто ляпы не делает, тот и ненастоящий кинорежиссер!

Вау! Ого! Одного ведерка с попкорном уже нет. Опустошена. Во время просмотра голод всегда прорезается, особенно если смотришь что-то ошеломительное. «Т-34» можно смело завалить воздушными шариками, рождественскими печеньками. Смотрится на одном дыхании. на одном вдохе.

Как только откатался Ивушкин на полуторке, он тут же садится в технику посерьезнее — в танк. От его танка единственного зависит судьба боя, страны. Враг стоит у Москвы. На этот раз столкновение с танковой армадой, но ничего — Ивушкин и не такое видывал. Все выдюжит солдат, — точнее, великая четверка танкистов. В этом бою было все: умелое маневрирование, сходное с фильмом «Матрица», где герои уклонялись с гибкостью кошки от летящих пуль. Хитрая «игра в прятки» с обязательным разрушением бревенчатых домов, школы.

А какое изумительное slow motion — съемка в замедленном движении. Любо смотреть на летящий снаряд, что медленно «въезжал» в броню танка, разрывая словно фольгу. Поражают ошметки огня с разрастающейся кинетической силой. Очень может быть, зрители в кинотеатрах визжали от восторга. И я не хуже! Я тоже визжал и топал от волнения ногами! Поедал остатки попкорна, не замечая ссыпающихся частиц на пол. Широко раскрытый глаз мой горел.

Волосы то и дело вставали дыбом на остром моменте сюжета. Фильм не дает передышку — постоянно брызжет адреналин. И некогда сходить в туалет.

С середины фильма накал нарастал. После мытарств в концлагере Ивушкин становится избранным — никак не меньше. Немец углядел в нем невероятные способности, благодаря которым сможет переломить ход истории Третьего рейха, — тогда шел 1944 год. Так прямо и было заявлено. Он в качестве танкиста на трофейном Т-34 будет «на себе» отрабатывать навыки молодых курсантов. Для чего и специальный полигон построили: с песочком, с тропинками, с кустиками. Что — Ивушкин?! А Ивушкин — тертый калач! Замыслил кое-что покруче! Угоню-ка я со своими друзьями-гладиато-рами тяжеловесную «игрушку», и по тра-сам немецкой Европы прямиком за линию фронта — к своим, до чехов 300 километров. «Избранные» чуют положение вещей на войне, и радио нет необходимости слушать. Опс! И снаряды боевые завалялись случайно. Немцы же тупые, не заприметили их в башне танка и не увидели, как снаряды перепрятывали военнопленные.

Ведь сладилось дело! Как нарочно, подружка, военнопленная-переводчица, топографические карты принесла, — нашла, где выкрасть. По дороге, само собой, на бензозаправку заскочили, попутно пугая местных откормленных фрау и фрейлин. И как же, будучи в Германии (или где они там?), не выпить кружищу пива. Героям в начале пути фартило, что ни в сказке сказать, ни пером описать. И я за них искренне радовался, будто сам с ними лихачил и радовался свободной жизни. Фрицы медленно же разворачивались, соображали, в особенности романтик Ягер, глядевший на «событие» козлиным прищуром. Да и найти этих бег-лецов-зайчиков, — поди не так легко на оккупированной немцами территории. Старушка Европа не так мала, как кажется на первый взгляд. В конце концов, а этого никак не избежать, — их обнаружили. И в каком-то крохотном городке, в забытом Богом месте устроили засаду — танковую.

И завязалась, как и в начале фильма, схватка, где вновь изобразил мастерство, интуитивное чутье персонаж Александра Петрова. Железо вражеское в стружку, дым всюду коромыслом, «хождения» сквозь стены и прочие правдоподобные чудеса. Сцены вышибали слезу наверняка у зрителя, а значится, и у меня тоже. В результате, как можно догадаться, сошлось все на happy ending. Иначе и быть не могло! Когда бежали титры под песню «Бери шинель, пошли домой» я понял — эйфория закончилась. Пора уразуметь, что же такое было на самом деле!

Теперь серьезно! Художественный фильм, повторюсь, Алексея Сидорова «Т-34» — не о войне, не о Великой Отечественной войне двадцатого века. Буквально по ходу, пока писалась эта статья, я краем уха услышал в новостях на канале «Культура» от комментатора, что «Т-34» не о войне, а о боевом духе. Выходит, и другие понимают — здесь что-то противолежащее. А, лучше бы сказали просто: «Картина представляет собой приключенческий экшен с восхитительными танковыми сражениями». Не более!

Почему не о войне? Для начала, мы все прекрасно осознаем: Вторая мировая война для нашей страны — это вечная история, отголоски памяти. Испытание, которое преодолели. Что не скажешь о Европе. И потому имел ли право Сидоров подавать свой «шедевр» в развлекательном ключе? И немец у него — немец, а не фашист, узурпатор. И концлагерь без «острых болезненных углов». Военнопленного Ивушкина, бежавшего семь раз из плена и не назвавшего своего имени и звания, до сих пор держат в живых? Разве не нонсенс?! Конечно, посыл автора понять можно — его стремление демонстрировать фильм не только на просторах своей страны, но и за рубежом. Ему нужна касса. Отсюда столько невыносимой для меня и для кого-то еще сглаженности, политкорректности — ну прямо хлебушек с вкусным бутербродным маслом. А то, что подобное «киноявление» может оскорбить наших ветеранов, которых осталось горста, — то ничего! Переживем!

Вообще, старшее поколение, насколько я знаю, не воспринимает никак, не смотрит кино, носящий нрав «боевика», где есть бессмертный, всесильный протагонист и с хитринкой противник, который в конце так или иначе погибает. Шаблон, набивший оскомину молодым, и шаблон, не приемлемый для старшего поколения! В наши дни отечественные кинематографисты все чаще рьяно покушаются на то, что свято. На памяти о войне — стараются заработать деньжат.

Наблюдается занимательная тенденция. В советские годы фильмы о войне, рассказанные очевидцами, носили характер патриотизма, отваги и ровного подчинения. В годы перестройки — пошла волна «правды». А как же было на самом деле? Сейчас — война с игрушкой-погремушкой с чеканной картинкой и с посылом — как же было тогда убойно весело. И кивают в сторону зрителя — присоединяйтесь! Действительно увлекаешься, «поедаешь» кинокартину от начала до конца, не нажимая на паузу, даже на несколько секунд. И после просмотра, после прошедшего отупения — приходит осознание того, что так фильмы об отечественной войне наших дедов снимать нельзя. Нет отклика в душе. И не саднит сердце.

Немного о боях! Симбиоз вселенной Marvel и компьютерной игры «World of Tanks» — есть некоторое сходство. Или слышал я гуляющую шутку — «Танцы на танках». Сам бой — в начале фильма и в конце — кажется микроскопичным. Радиус охвата на площадке тоже мал. Вся заварушка тянет на дуэль двух индивидуумов. Ну да ладно, масштабные бои требуют огромных ресурсов, и, соответственно, умения съемочной группы руководить многочисленной массовкой. Так что, простим фильму его изъян!

Когда снаряд касается брони — танкисты «вечно орущие» отрубаются. Немец, он же медленнее черепахи, никак не может толком развернуть башню. И тут наши снова бодры, веселы и шарахнули по немцу, что мало не покажется. И так несколько раз. И почему барабанные перепонки у них не лопнули?! Относительно «замедленного» кадра, — устаешь от этой лепоты через полчаса просмотра. Боюсь ошибиться, но в фильме нет ни одного снаряда, летящего с нормальной скоростью. Саша Петров почему-то выглядит так, будто он под хмельком. Или показалось.

Напоследок я скажу! Для справки. «Т-34» является ремейком советского «Жаворонка» 1965 года, снятого по пьесе Самуила Алёшина «Каждому свое!». Написана она была по реальным событиям: немцы в 1942 году испытывали на полигонах силу своих бронебойных боеприпасов, а в качестве мишени использовали трофейные Т-34, которыми управляли военнопленные. И одному танку удалось вырваться из кольца огня, после чего он два часа колесил по окрестностям. И все завершилось трагично: сбежавшего фашисты превратили в решето, а командира экипажа повесили. Пьеса историю немного приукрашивает. Однако об этом официально не было заявлено, хотя режиссер Сидоров и не скрывал, что это ремейк.

Попутно «тридцатичетверке» вышли фильмы «Танки», «Несокрушимый» в прошедшем году, на танковую тематику. Они терлись друг об дружку, стараясь каждый обойти другого. В итоге финишировал вышеназванный мною фильм, которому хвалу и славу я петь не намерен.