Фильм, в который никто не верил.
В котором отказались играть суперзвезды тогдашнего кинематографа.
От роли Кати отказалась Маргарита Терехова.
От роли Тони отказалась Галина Польских.
От роли Рудика отказался красавец Олег Видов.
Мощный фильм по слабому сценарию, в который режиссер внес более сорока режиссерских правок. Фильм, который был положен на полку, но снят оттуда случайно, ради прихоти Брежнева. Мог быть снят любой фильм, а этот – остаться лежать на полке. Но вышло так, как вышло.
Потом по решению верхушки же (читай – Брежнева) фильм был отправлен на конкурс американской киноакадемии. Чтобы не выиграть его, так как в конкурентах был, к примеру, сам Акиро Куросава. Но фильм взял «Оскара».
Фильм, который даже после этого принимался элитой кинематографа слегка пренебрежительно-высокомерно. Это же про обычную бытовуху. Не про возвышенно-духовное. Не про поиски смысла жизни и метания-страдания никем не понятых героев. Фильм и сам, и его герои, был слишком понятен. Он был про жизнь, про реальную, где герои ходят по земле и едят борщ. И где без лишнего пафоса все сказано и о любви, и о жизни.
По словам режиссера, Владимира Меньшова, в фильме «Москва слезам не верит» он пытался ввести свои режиссерские приемы, но это были только первые попытки. В следующей своей картине – «Любовь и голуби», он использовал эти свои приемы по максимуму и досыта.
Но и здесь, даже такой неискушенный зритель, как я, может заметить некие находки режиссера.
Например, мне нравятся самоцитаты-маячки, которые соединяют обе серии, сказанное или сделанное в первой серии эхом отзывается во второй. Эта такая особая фишка именно Меньшова и именно в этом фильме.
Это и знаменитое «В сорок лет жизнь только начинается», в начале фильма сказанное героем Басова и высмеянное Катей, а в конце фильма ею же подтвержденное как аксиома.
Это и «Вам плохо? – Да, мне плохо!» - которое Катя говорит в попытке спрятаться от Рудольфа на заводе. А во второй серии повторяет старичку в лифте, когда едет от любовника.
Это и Катины одинаковые слезы в подушку, что в первой серии, что во второй. Все циклично, все закольцовано.
Это и дача, когда в первой и второй части невестам (Тоне и Марине) показывают посадки.
И, наконец, это «Бессаме мучо». У меня сложилось впечатление, что у Владимира Меньшова к этой песне нечто личное, какая-то обида. Недаром же он озвучил ею самые негативные ситуации в жизни Катерины. Эта музыка играет в сцене соблазнения Кати Рудольфом на квартире профессора Тихомирова. И она же, все та же пресловутая «Бессаме Мучо» (хотя режиссер запросто мог озвучить эпизод современной песней 70-х годов) звучит в сцене со струсившим любовником (Табаковым). Тем не менее, оформив эти неприятные для Кати эпизоды в едином ключе, Меньшов сделал картину еще более цельной.
читать о фильме "Все будет хорошо"
читать о фильме "Вам и не снилось"
читать о фильме "В моей смерти прошу винить Клаву К."
Подписывайтесь на канал и ставьте лайк