Найти тему

После сбоя в отдельной точке зазеленеет дуб...

Впечатление читателя    _

На УФЛИ схема работы простая: читатели заранее знакомятся с произведением, а составленное мнение высказывают поочередно на заседании в присутствии автора.

За несколько лет посещения этого литературного объединения я была на разборах произведений и молодых уфимских авторов, и известных «классиков» (российских и зарубежных), и уфимских профессиональных литераторов, среди которых обсуждались произведения Светланы Гафуровой, Галари-ны, Александра Иликаева, Владислава Левитина, Ильи Казакова, Марии Ларкиной.

Не раз выносил на обсуждение свои стихи и прозу руководитель литературного объединения Айдар Гайдарович Хусаинов.

У авторов такого уровня — профессиональных литераторов — отношение к обсуждению демократическое: они готовы выслушать и просто впечатления, и критику. Это мнение не только коллег, но и рядовых читателей — УФЛИ посещают представители различных профессий.

9 января с.г. со своим новым произведением «Сбой в точке № 54о 44/ 55о 58 на магистральном объекте литеры U» знакомил Юрий Горюхин. Да, известный писатель, редактор журнала «Бельские просторы» Юрий Александрович Горюхин. А произведение, только выпущенное издательством «Инеш», действительно так и «просилось показаться» первому читателю, именно показаться ввиду его двойного преподнесения: текстового и художественного. Рисунки не просто иллюстрируют отдельные эпизоды, а являются активным сопровождением всего текста.

На обсуждении выступали и те, кто заранее не смог ознакомиться с рисунками, поэтому их мнение было не замутнено подсказками художника, значит, оказалось чистым от расшифровок, а расшифровывать читателю было что. Ведь рассказ не банальное донесение автором бытовой, житейской ситуации, а попытка заглянуть в будущее общества как такового и конкретно в пространство будущего Уфы.

Заглянуть в будущее возможно, если подключить жанр фантастики, как и поступил автор. Встреча с этим жанром всегда требует от читателя некоторого усилия для вхождения в текст. Даже в случае личного прочтения, необходимо разбираться в предлагаемых сюжетных поворотах — это и интересно, и помогает продвижению в неизвестное.

Итак, ближе к тексту: хочется дать канву рассказа (именно к рассказу отнесли это произведение большинство из присутствующих). Он поделен на озаглавленные абзацы, и это облегчает прочтение, вносит элемент оригинальности. События преподносятся через действия, мысли, рассуждения основных действующих лиц, как в пьесе, но все-таки по-иному..

Главные герои — это мужчина и женщина, к их именам Владлен и Мария добавлено: «вирт» и «ната». На вопрос при прочтении находится и ответ: виртуальный и натуральный. Случилось так, что у героев одновременно «день не задался», и это сразу их объединило в глазах читателя.

У вирта Владлена отказывает многочисленная техника — электросбой. Можно и наладить, но «лезть в настройки, бродить по менюшкам с бесконечными паролями — невмоготу! Еще и срочно предписано лично явиться в департамент утилизации». И читатель с ухмылкой замечает: «Вирту нельзя объявиться виртуально? Абсурд! Значит, и в той сфере не без бюрократии!» Для вирта Владлена этот вызов означает: «никакой групповой релаксации после обеда».

У наты Марии те же неполадки: погасла лампочка, да еще единственная! Мечется Егорка-электрик: коротнул генератор! Но здесь обходятся без всемогущих меню и паролей, и маломогущий сход решает, что дело в медном проводе. А кого послать «в зону промышленных отходов» — на свалку? На Егорке — разбор трансформатора, Саныч

—    подслеповат, а потребители согласны и на лучину, «лишь бы никуда с Курочкиной горы не тронуться». Сошлись на выборе Марии (они, женщины, могут коня на скаку остановить!). А у нее-то свои заботы: «Мурка должна вот-вот окотиться». И ей тоже (как и вирту) потом не расслабиться, не попасть к максимовским, которые через костры собрались прыгать.

Читатель уже заинтригован: ясно, что вирт и натка должны сойтись в одной точке: для него это департамент утилизации, для нее свалка! Оба готовятся серьезно.

Вирт формирует гардероб в автоматическом режиме. Трекинговые ботинки на рифленой подошве. Путь преодолевает по указке навигатора: сначала на монорельсе, затем плывет на движущейся ленте, под ним река Белая. Меню маршрута направляет в северную зону «Двадцать второй партсъезд». У вирта будет и экранолет, и автокар, где кресло с опцией «принять анатомию тела», и возможность в пути почитать техзадание.

Мария все проблемы решает сама. Надо не привлекать внимания разных групп общества, лучше одеться как вирт. Да где что взять? Приходится обойтись вещами с чужого плеча. Высокие ботинки на рифленой подошве уж точно пригодятся. И путь выбирать самой надо. Идти в северную зону коротким путем через Степановский поворот

—    встретишься с гопами, живущими без правил, законов, приличий. Идти через жилые комплексы — «датчики виртов среагируют», а потом разборки. Остается путь по ровной покатой крыше бетонного туннеля наземной транспортной гиперартерии Эсжэдэ до реки Белой и по набережной до Ново-Александровского института лунных жителей, а там рукой подать.

Преодолев часть пути, Мария остановилась у «медленной свинцовой глади реки Белой», подкрепилась душистым хлебом, запила выстоянным на хрене квасом. Вдоль реки шла, разглядывая виртов, которые «неслись по транспортному фарватеру». «В какие-то два часа дошла до повисшей над рекой причудливыми сферами Ново-Александровки, а через час подходила к периметру северной зоны промышленных отходов Двадцать второй партсъезд».

Прибыл сюда и вирт, обнаруживает «грязных, черных» людей, пытается выяснить имеют ли они право здесь находиться, обходит их на своей технике «по большому радиусу» и идет до указанной цели.

И Мария видит копошащихся людей, значит, мыслит читатель, они скоро встретятся. Мария не знает, кто они: «Вирты? Наты?» и обращается к самому опрятному дядечке — он менее подозрителен. Зато дядечка насторожился и, убедившись, что перед ним «натка», уведомил, что «с основного периметра один вирт в зону вошел», представился «Сизым», обособившись таким образом от копошащихся гопов. Узнав от него направление для поиска медных отбросов, Мария двинулась к «красновато-огненной бухте, зловеще отражающей вечерние лучи солнца». Мария тревожно наблюдает за толпой гопов, следовавшей «за озирающимся молодым человеком в смешных очках». «Он заблудился, ему тут не безопасно», — мыслит Мария. Ей по-женски дано быть оберегом тому, кто не защищен.

Ситуация напряжена, вирт явно мечется, и сам читатель готов его оградить от толпы, где «ни одного цивилизованного лица!» Но Владлен уже видит девушку на куче из проводов, которая «вроде бы ничего, и ботинки у нее тоже на рифленой подошве», и читатель с облегчением понимает, что близка кульминация и что-то произойдет.

* * *

С этого момента уфлийцы восприняли продолжение рассказа как вторую часть с более спокойной атмосферой (поначалу) и новым поворотом в действии.

Они встретились! Ситуация в руках Марии. Она смело подходит к странному незнакомцу, он прячет свои опасения за шуткой, иронизирует, что несъедобен. С доверием воспринимает предостережение девушки, что она «не ручается за тех людей», и советует ему объяснить гопам свою «токсичность».

Лариса МИХАЙЛОВА

«Она не простушка»,— решает вирт, оценивая ее способность острить, и явно успокаивается.

Зато Мария видит, как гопы скользят взглядом за изгибами ее тела, и понимает, что надо отсюда выбираться. Вирт Владлен уже внутренне преображается, в нем проявляется защитник, и он предлагает вывести отсюда Марию. Она лишь успевает заметить, что «улыбается он хорошо», как неожиданно возникшая молния зажигает штабеля бочек. Могут рвануть!

«Ну и шарахнули эти бочки!» Техника виртов уже реагирует: налетели пожароле-ты, умные установки делят толпу на части во избежание давки, электромагнитные стены создают коридоры для выхода.

Наконец втроем — Владлену, Марии и Сизому — удалось выскочить за периметр. Позади на очаг обрушилась пена и застыла желеобразным сугробом. Кто-то невидимый довел спасшихся «до уединенного залива с песчаным пляжем, поросшим молодым ивняком».

А у вирта опять «не задалось»: в бегстве слетели очки-прибор с массой функций, правда очки не пострадают, их невозможно уничтожить, но не извлекать же их из грязи, он закажет новые. Туча, которая «пульнула молнию», возвращается. А Мария, имевшая земные, житейские навыки, организовала костер и шалаш из ивняка.

В сухом укрытии то молчание, то разговоры. Заботливый Сизый снабдил выловленной щукой. Да и остатки прихваченного пайка у Марии есть. Правда, Сизый квас не одобрил, пустым напитком назвал и неожиданно выдал, что и он виртом был, «но заскучал». «А помру, наверное, гопом». Вот такой уж Сизый. Глоток из своего флакона, запекшаяся рыбья голова на заедание, и он захрапел.

Вирт и натка все более сближаются. Для Владлена и запах от Марии «тонкий, тревожный», и после случайного прикосновения пальцев рук — «в голове зашумело, затуманилось». Для Марии у него нежные, белые руки. «Как он хорошо смущается!»

Сверху струится какая-то благодать, Большая Медведица из ковша посылает что-то нежно-томительное. Купание в ночной реке. Каждый чувствовал в темноте присутствие второго, и каждый протянул руку..

И каждый не знает, как это случилось, хотя Мария «ждала, что это когда-нибудь произойдет!» Владлен «.конечно, ждал, но у всех первый контакт происходит после третьей инициации на особой релаксации.».

А Сизый почти свидетель обретения новыми друзьями чего-то особенного, рад за них, а сам с посохом (как символом мудрости, а может, и магии) готов устремиться куда-то ввысь.

Еще несколько романтических мгновений, обмен только им понятными предметами, и герои вынуждены возвращаться к своим заданиям. Мария вместо мотка провода обретает, благодаря вирту, беспе-ребойник на жидком гелии, он подпитывается от солнца, тепла и холода, даже звука! Бесперебойность в выработке электричества гарантирована! И карманный приборчик действительно все оживил, преобразил. Но Егорка-электрик и Саныч не восприняли новшество и вернулись к старой технологии. Труднее, хуже, зато привычнее!

Уже прошла неделя после того особенного дня, когда все не задавалось. Полюбившиеся нам юные герои каждый «на своем поле», текут незаметно будни. Но в воскресение Мария прислушивается к себе, что-то улавливает в своем организме и достает подарок Владлена — черный кубик.

В прибрежной тишине сомовьева омута, ощущая дар в руке, можно ей и повторить вслед за загадочным кубиком: «У лукоморья дуб зеленый.» И тогда. Читайте книгу и все поймете!

* * *

Конец повести явно просветленный, радуешься и за прогресс, и за придуманных, но ставших близкими героев. Они ушли от стихии благодаря техноновшевствам, которых в сегодняшней жизни пока нет, но они будут! Со времен Жюля Верна прозорливые писатели открывали будущее, и «Сбой.» не исключение, тоже что-то приоткрыл. Возможно, чудесные очки, потерянные виртом

Владленом, вот-вот внедрятся в жизнь землян (не просто так они застряли в грязи!) и станут необходимы, как мобильник. Готова модель пожаротушения и спасения людей за счет супертехники. Все нафантазированное материализуется!

Обсуждения всегда состоят из субъективных оценок, это рождает множество мнений, они интересны и разнообразны. Кого-то смутил длинный заголовок. Его пространность заставила некоторых читателей обратиться к карте, к вычислениям координат. Такая скрупулезность показывает честность, стремление к точности разбора.

Разбирали по всем аспектам: какой из подобного «сбоя» выход, и будет ли он? И тут же приводилась оптимистичная фраза про «дуб зеленый». А еще нам автор «подкинул» котенка, чтобы мы не сомневались в великом продолжении жизни.

Прозвучало мнение о библейском характере одного из кусков произведения: «Не случайно же имя Мария, ее готовность выполнить чисто женское предназначение!» Хотя не нашлось сторонников этого впечатления, но как оно было красиво и жарко высказано!

А что же способствует накоплению промышленных отходов? В данном контексте не бедствие или катастрофа, а так, ежечасная бесхозяйственность.

Человек и машина всегда влияли друг на друга. В данном контексте техносущество «выбито» из программы сначала сбоем в подпитке, затем усложнением для него задания. Стресс породил тревогу. Попав в среду «чужие», вирт вынужден отыскивать правильные варианты поведения — опять напряжение, в итоге уже рождается страх. Техносущество с внешними чертами человека за счет испытанных негативных чувств начинает и внутренне «очеловечиваться». А это значит, что «появляется возможность для возникновения других чувств, даже любви», — считает следующий выступающий. «Нет, это еще не любовь, а нежность», — возражает другой, и это точно найденное определение «нежность» тоже много может.

Кроме главных героев рассказа, приняты читателем такие типажи, как взбалмошный, ревнивый Егорка и Саныч, ожидавший от Мурки котенка, а Марию снабдивший в дорогу ботинками на рифленой подошве (а это играет свою роль в сюжетной линии!) Это и все испытавший Сизый с его жизненной философией.

Зримое преподнесение произведения (зримое и за счет текста, и за счет иллюстраций) претендует, по мнению выступающих, на экранизацию, на мультипликацию. Было пожелание увеличить объем до повести.

* * *

«Сбой.» — это тип современной прозы, где автор обратился к фантастике и смешал ее с обыденностью (это ему и в других произведениях удавалось). Сочетание фантастического, приключенческого и романтического делает рассказ увлекательным. Где романтика, там нельзя не заметить природы, и автор не оставил героев без погружения в нее. Динамичность действия, напряженность ситуаций с разрешением в благополучную сторону ведут читателя за собой. В рассказе подняты вопросы экологии, технического прогресса, косности в продвижении нового.

Особо воспринимается оформление книги. Художник Диана Фахрисламова явно увлеклась произведением и создала великолепное сопровождение тексту. Черно-белые рисунки, нарочито скупо оживленные цветом, акцентируют, таким образом, внимание на деталях. Подключение латиницы на обложке и в заголовках как бы адресует произведение к широкому кругу читателей без обязательной привязки к Уфе.

А Уфа здесь узнаваема. Любой населенный пункт Земли имеет подобные объекты, свою северную зону, но упоминание уголков города роднит уфимского читателя с предлагаемым произведением.

Традиция погружения героев в пространство Уфы всегда благосклонно воспринимается читателем. Это даже необходимая мера - фиксировать названия улиц, районов, неофициальных, но привычных «народных» наименований, местных событий - ведь все уходит, растворяется во времени, а литература способна многое удержать, тем более в таком удачном содружестве, как писатель Юрий Горюхин, художник Диана Фахрисламова и, объединившее их ООО «Издательство Инеш».

Подобные обсуждения произведений уфимских писателей и поэтов в рамках УФ-ЛИ сближают с авторами и явно увеличивают читательскую аудиторию.

г. Уфа. 17.012019 г.