Найти тему

Артист душой на краю неба

Оглавление

г. Агидель открыл для меня песню «Молитва» группы БИ-2. Авангардно выглядевший на фоне парадных пиджаков в своей толстовке с капюшоном Руслан Тимербулатов из Бай-

ГАЛАРИНА, фото автора

Новое может быть неожиданно прекрасно — убедилась я, побывав на «Крещенских морозах — 2019». В двадцать пятый раз Бнрск гостеприимно принимал участников уже традиционного фестиваля-конкурса эстрадной песни, танца и музыки.

Ленара Хайруллина

Яна Першина

Наша современная эстрада похожа на химеру. Помните из греческой мифологии такое существо, состоявшее из головы льва, брюха козы и хвоста змеи, она извергала из пасти огонь и была бессмертна. Когда смотришь «новогодние огоньки», отчетливо понимаешь, что последнее слово «бессмертна» обманчиво, как в том мифе о Тифоне, когда боги дали вечную жизнь, но не дали вечного здоровья и молодости.

Тифон, высохший и сморщенный, превратился в сверчка и стрекочет себе, так и неизменные столпы эстрады стрекочут с экранов телевизоров. Но есть и новая ниша: Интернет — миллионные просмотры набирают совершенно другие артисты. И массовый вкус не всегда можно назвать безупречным. Порой в топ попадают пустышки: ни текст, ни музыка, ни клип никаким критериям не соответствуют. Но всемирная паутина вылавливает и редкие самородки, которые иначе остались бы неизвестны и недоступны взыскательной публике.

Людей, пробующих себя на артистическом поприще, ожидает выбор — выбор репертуара, манеры, подачи. И вот именно выбор песен на конкурсе вокалистов в этом году привлек мое внимание. Очень много было широко известных произведений из категории бессмертных, справились участники с ними по-разному. Иногда так и хотелось сказать — полный нафталин.

Но порой столько артистизма было проявлено, что песня воспринималась так, как будто она написана именно для этой певицы специально — таков был номер «Баба Яга. Сбой системы» Светланы Сахабутдиновой на музыку давно известного композитора Геннадия Гладкова. А иногда ощущение, что человек поет не песню, а свою душу — когда незрячая юная девушка Ляйсан Нурыева исполняла «Кузнырым»,

что переводится как «Свет очей моих», слезы полились не только у меня. Ляйсан пела а-капелла (только голос, без музыки), и столько было эмоции в этом голосе, столько неподдельного и сильного, живительного и очищающего. Хочу выразить благодар-

Светлана Сахабутдниова

Сергей Ланкнс

ность педагогу Ляйсан и подруге, которая бережно ее выводила на сцену. Судьба такого артиста зависит от единения с людьми. Мне кажется, эта девушка может достигнуть в потенциале высот не меньших, чем знаменитый Стиви Уандер.

Запомнились певцы, которые меня познакомили с песнями, — из Пермского края приехала Яна Першина, уверенная сложившаяся вокалистка, и привезла с собой незнакомую мне прекрасную песню «Снега». Алексей Игошин из

макского района смог эмоционально и лирично спеть песню с неожиданным названием «Осенний стриптиз».

Но самой большой и приятной неожиданностью стала армянская песня Размика Амяна «Чуни ашхарэ кез нман» в исполнении Сергея Ланкиса из Стерлитамака. Для меня это было совершенно новое музыкальное произведение, просто удивительным образом Сергей смог внести в ровное течение конкурса что-то свежее, не побоялся взять такой сложный материал. Но, надо сказать он справился с эмоциональной подачей, с голосовой мелизматикой блестяще. И получил в итоге Гран-при! В кои-то веки мнение жюри и мое совпали. Стерлитамакский колледж (бывшее культпросветучилище) может гордиться своими выпускниками — из этого города уже который год на «Крещенские морозы» приезжают самые стильные артисты.

В номинации «эстрадный танец» было ярко показано, как у людей сочетаются абсолютно несовместимые модели жизни, модели поведения. Гран-при взяли танцоры «DICE-BOX» из Октябрьского, использовали суперновинку — они станцевали часть номера светом — в полной темноте танцоры держали фонарики и именно движением светлячков — то волной то спиралью — и создавался танец. Это было завораживающее зрелище. Стерлитяне со своей энергичной «Уличной жизнью» никогда не уезжают без призов. А мое внимание привлек «драматический модерн» коллектива «Альянс» из Дюртюлей, очень чувственная и осмысленная хореография в духе Раду Поклитару.

Что такое эта необъяснимая российская ментальность языком искусства? Очередной раз подумала я, пытаясь интерпретировать выступления и композиции танцевальных ансамблей. Это же колоссальный мир: акробатические трюки и балет, народные сарафанчики и босоногий минимализм. Тут уж что на душу ляжет, но отчетливо видно в каждом стиле огромное количество труда, вложенного и ребятами, и руководителями ансамблей. Зрители на Гала-концерте каждый номер смотрели, затаив дыхание, с момента, как он начался со светящейся летающей балерины. Даже невозможно этих людей назвать любителями. Может быть, и новая российская эстрада, прирастая потихоньку с окраин, с регионов обретет гармоничность и высокие исполнительские критерии.