Еще один миф про диастазу: чем севернее собран мед тем больше в его диастазное число (первую часть разбирали здесь, третья часть - здесь).
От того же проф. Жданова пошел миф о зависимости: чем севернее собран мед – тем диастазное число больше.
Возьмем например таблицу минимальных значений диастазного числа по областям СССР (Т.Т. Березов, Б.Ф. Коровкин, Биологическая химия. Издательство «Медицина», Москва 1990 г.).
Смотрим по меридиану: Краснодарский край – 10,0, Ростовская обл. - чуть менее 17,9, Воронежская – 12,0, Московская - опять около 17,9, Псковская - около 10,2, Ленинградская- 10,8.
Ни какой закономерности увеличения с юга на север не наблюдается.
Но это минимальное, может среднее увеличивается?
Исследование научно-исследовательского института пчеловодства, г. Рыбное, Рязанской обл.( «Пчеловодство» №10, 1984 год )
Например, здесь данные отдельно по сортам меда, чтобы исключить фактор разной флоры в разных регионах:
Максимальная активность показателя отмечена в гречишных медах Белоруссии — из Минской и Гродненской областей — 43,6—44,4 ед., достаточно высокая в медах Казахстана и Пензенской области — 22,4— 26,5 ед., самая низкая в медах Липецкой и Рязанской областей — 7,8— 14,1 ед. Готе.
Широта Минска - 53°53, широта Рязани 54.62. - Рязань севернее на градус, а диастазное число меньше в 4 раза.
Распределение диастазного числа в липе по регионам также не говорит о закономерности увеличения в северном направлении: Саратовской и Липецкой областей, (53 градуса) составило 1,1—4,4 ед. Готе. Липовые меда Приморского края (45 градусов) имели значение этого показателя 6,3—9,8 ед. Готе. Наиболее высокое значение диастазного числа у медов с липы из Башкирии, Пермской и Свердловской областей (56 градусов)— от 14,4 до 31,8 ед.
Так что нет подобной закономерности: чем севернее, тем диастазное число выше.
Есть зависимость этого показателя от набора медоносов в конкретной местности, есть зависимость от соотношения тепла и влаги на данной территории вообще и в конкретный год в частности. Наблюдается зависимость от породы и даже от силы пчелиной семьи.
От множества показателей, но корреляции с широтой не наблюдается.
Так что это 100% миф.
Чего добились распространители мифа о пользе высокого диастазного числа в меде?
Кроме оригинального маркетингового хода добились того, что производители медовых фальсификатов начали добавлять в свой продукт диастазу, благо продается она в аптеках без рецепта. А то, что произведена она не пчелами, а плесневыми грибами – в обычных лабораториях не проверяется.