В одном из комментариев к посту о Соборе Святого Семейства автор написал: " Такое ощущение что построен из черепов и костей..." Церковь капуцинов в Риме как раз примечательна тем, что декор крипты сделан из человеческих останков. У кого слабая нервная система, лучше этот пост пропустить. Кто не боится, может посмотреть, что известно об этом здании.
Католический орден капуцинов, монахов-аскетов, принявших обет максимальной простоты и бедности, появился в 1525 году как ветвь францисканцев. Для них Антонио Казони построил по заказу папы Урбана VIII неприметное здание на улице Виа Венето в период между 1626 и 1631 годами.
Почему церковь капуцинов Риме такая простая?
Церковь Санта-Мария-делла-Кончеционе (или Непорочного зачатия) являет собой преднамеренно "неполированную" архитектуру, принятую в те годы контрреформационными религиозными орденами. Казони был верным и эффективным толкователем их директив и устремлений.
Известный в Риме по многочисленным архитектурным работам для различных монастырей, он спроектировал скромное здание. Оно состоит из небольшого нефа и нескольких боковых часовен, как большинство капуцианских храмов.
Часовни примечательны тем, что в одной находится тело святого Феликса Канталисского, а в другой - гробница святого Криспина Витербо. Над украшением церкви трудились такие художники как Гвидо Рени (Архангел Михаил) и Герардо делле Нотти или Геррит ван Хонтхорст (Христос), Пьетро-да-Кортона (Святой Павел) и Доменикино (Святой Франциск).
Главная достопримечательность церкви капуцинов
Землю из Иерусалима, привезённую по распоряжению Папы Урбана VIII для захоронений братьев по ордену, засыпали в подземную часть церкви. Капуцин-кардинал Антонио Барберини, брат Папы, в 1631 году эксгумировал останки тысяч монахов ордена и перенес их из монастыря Виа-деи-Луккези в церковь Непорочного зачатия.
Кости уложили вдоль стен, а новых покойников закапывали в землю. Через 30 лет захоронение освобождали для следующего мертвеца. Таким образом собирали детали для декора свод и стен крипты.
Шутки капуцинов со смертью
Тщательно подобранные кости разного размера составляют растительные орнаменты, розетки, цветы и звёзды, выложенные в игривом светском стиле рококо. Из этого же материала сделаны светильники и подсвечники.
В некоторых местах встречаются надписи, по которым можно определить, кому принадлежал скелет. Например, три детских скелетика - это умершие внучатые племянники Папы Урбана VIII. А скелет на потолке с косой и весами принадлежал принцессе Барберини.
Подземные помещения церкви
Нижний этаж церкви разделён на 6 частей. Одна из них, часовня для проведения мессы, свободна от жуткого украшения. На мемориальной доске с аббревиатурой "DOM" находится забальзамированное сердце Марии Феличе Перетти, внучатой племянницы папы Сикста и сторонницы ордена капуцинов.
"DOM" означает Deo optimo maximo - "Богу, лучшему и величайшему". Это заимствованное у древних римлян обращение к Юпитеру. Сюда капуцины приходили молиться и размышлять (о чём?) каждый вечер перед тем, как уйти спать.
Другие помещения названы по деталям декора: капелла Черепов, Тазовых костей, Берцовых и Бедренных костей, 3 скелетов и Воскресения.
Культ загробного мира
Это было время культа мертвых. Великие духовные учителя медитировали и проповедовали с черепом в руке, подобно шекспировскому Гамлету.
Над входом красуется надпись на 5 языках: «Кем ты сейчас являешься, мы когда-то были; чем мы сейчас являемся, ты однажды будешь».
В 1775 году церковь посетил маркиз де Сад, французский аристократ, политик и философ. Он проповедовал "абсолютную свободу" без нравственности, религии и права, получение удовольствия от причинения боли или унижений другому человеку: "садизм".
В своих записках маркиз отмечал, что тяготы длительного путешествия стоили того, чтобы увидеть крипту: «Я никогда не видел ничего более поразительного» (Voyage d'Italie, стр. 106 издания «Морис Левер»).
Крипту открыли для посещения в 1851 году. Но целый год женщинам входить не разрешали.
Натаниэль Готорн отметил гротескный характер интерьера в своем романе 1860 года "Мраморный фавн" (русское название "Переворот").
Марк Твен поделился впечатлениями визита 1867 года на 5 страницах в начале XXVIII главы «Простаков за границей или Путь новых паломников».
Мотивы для создания такого кладбища так и не известны. Остаётся только предполагать, какую цель преследовали братья-капуцины. Чаще всего называют версию о напоминании скоротечности жизни. Но так ли это? Что Вы думаете?
Пишите, пожалуйста, в комментарии, если появились какие-либо мысли.
Не делитесь с друзьями в социальных сетях, чтобы обсудить на досуге. Поговорите лучше о чём-нибудь жизнеутверждающем.
Подписывайтесь на канал Архитектура.