Автор: Роман Морозов, 1001.ru
Некоторые люди очень любят поучать, наставлять, делать замечания и даже проповедовать. А некоторые — готовы следовать за ними хоть в огонь, хоть в воду.
В начале 1967 года американской учитель Рон Джонс решил провести эксперимент на школьниках. Он ввёл в занятия элементы жёсткой дисциплины, чтобы «тренировать» детей, а сами ученики восприняли его команды как новую игру. Учащиеся с определённой периодичностью должны были повторять кричалку, которая стало обязательной частью урока, а также «интересное и оригинальное приветствие». Школьникам понравилось, что на уроке разрешили громко кричать, тем самым чувствовать себя особенными.
Появилось всё больше желающих стать участниками «Третьей волны» (так назывался «кружок»), были введены членские билеты, началась разработка знамени, была официально введена должность «стукачей», которые должны были докладывать учителю, кто и когда нарушил правила, критиковал их группу и вёл себя недисциплинированно. У Джонсона даже появился личный телохранитель. О его эксперименте узнали родители, директор и некоторые жители города, однако предпринимать ничего не стали, поскольку тоже восприняли происходящее как игру.
На четвёртый день Джонсон решил расширить масштабы «Третьей волны» и рассказал детям, что это — общенациональная молодёжная программа, а их школа — один из формирующихся отрядов. Учитель анонсировал: завтра об их создании по телевидению объявит лидер движения и новый кандидат на президентский пост.
Более 200 учеников собрались в актовом зале школы, чтобы увидеть обращение лидера. Вместо этого Джонсон включил проектор и показал кадры кинохроники… Третьего рейха. Часть учащихся молча покинули актовый зал, а кто-то рыдал, потому что всё, во что они верили, было разрушено одним щелчком.
Этот эксперимент — яркий пример того, что может сделать авторитет человека. Школьникам повезло, что учитель только проводил опыт, а не действительно создавал группировку «Третья волна», которая бы так и продолжала набирать единомышленников …
Известно множество случаев, когда предводителям коллективов удавалось запудрить сотрудникам мозги, создать собственную идеологию или веру, вокруг которой затем организовывали настоящую секту. Затем начиналась добровольная и насильная вербовка, позволявшая набирать всё больше преданных подчинённых, которые готовы следовать каждому указу предводителя, внимать каждому его слову и радоваться каждому «плевку» в свою сторону.
Чем всё это может закончиться, знает история. Читать продолжение