Найти в Дзене
Музыка и Жизнь

1966 год. Лучшие песни по версии Топ-500

Очень урожайный на хиты 1967 год мы уже проехали в прошлых выпусках, на очереди год 1966. Этот год довольно сильно расходится в версиях двух изданий. на списки которых я ориентируюсь. В списке Топ-500 от американского Rolling Stone этот год представлен 28 композициями от двадцати исполнителей, в списке британского издания New Musical Express 16 композиций от 11 исполнителей. Они, конечно, пересекаются, но, например из четырёх композиций Битлз общая только одна - Eleanor Rigby, а из пяти композиций The Beach Boys (группа выстрелила в этом году хитовым альбомом) общих композиций только две.

Вот с The Beach Boys и начну. В мае 1966 году группа выпустила альбом Pet Sounds, который радикально отличался от предыдущих работ группы. которых насчитывалось уже аж десять альбомов. Жизнерадостный и дешёвый бабл-гам-рок про волны, сёрфы и девочек внезапно сменила концептуальная студийная работа с работой над звуком, смыслом и другим взглядом на поп-музыку - так утверждают музыкальные издания. На самом деле Брайан Уилсон, лидер группы, никогда не отрицал, что озарение к смене стилистики к нему пришло после того, как он услышал годом ранее альбом The Beatles под названием Rubber Soul - с тех пор он потерял покой, подумав: "А что, так можно было?" С тех пор записывать проходные весёленькие композиции для танцулек он посчитал для себя невозможным и углубился в переосмысление вообще предназначения своего творчества для публики. Первой композицией на альбоме была песня Wouldn’t It Be Nice, она вышла и синглом и держалась в сотне 11 недель. Эта композиция по итогам века попала в Топ-500 NME на 479 место, в список американского издания песня не попала, но туда попала куча других песен с альбома, но об этом позже.

Посмотрел клип и особо не увидел радикальной смены стиля - всё тот же излишне оптимистичный ударный поп-рок с постоянной ударной долей на каждой ноте. Наверное надо быть как следует погруженным в творчество Бич Бойз, чтобы различать оттенки в смене стиля. Впрочем, может быть дальше, ближе к началу списка, будет лучше. Двинемся дальше.

На 470 месте Топ-500 RS чернокожий вокальный коллектив из Детройта The Four Tops, исполнявший соул и джаз. Два слова соул и Детройт сразу должны ассоциироваться со студией звукозаписи Мотаун - так оно и есть. Группа была одним из лидеров лейбла и отличалась от остальных исполнителей тем. что у ведущего вокалиста был баритон, в то время, как обычно соул-вокалист пел тенором. Композиция-номинант называется Standing in the Sounds of Love и мелодия припева вам должна быть знакома. Похоже её потом использовали Аэросмит в композиции The Other Side

Всего одним местом выше, на 469 месте Топ-500 RS всеми любимые The Beatles с композицией Rain. Это сингл 1966 года, с которого, на мой взгляд, и начался поворот группы в сторону психоделической музыки. В альбом обе композиции с сингла не входили. Вторая сторона сингла Paperback Writer тоже попала в Топ-500, но выше и в другом журнале, в британском. А этой песни в британском топе как раз нет. На самом деле стороны абсолютно равноценны и я бы включал в Топ-500 на одно место сразу две композиции с сингла - но так не принято. Композиция также известна тем, что впервые в истории группы (а может и в истории рока) на песню намеренно сняли промо-ролик фактически дав старт индустрии видеоклипов. Будущий сэр Пол Маккартни считал свою игру на басу в этой композиции выдающейся - что же, послушаем и посмотрим

На 441 месте Топ-500 RS композиция, ставшая классическим стандартом соула под названием Mustang Sally. Написал её малоизвестный музыкант Мик Райс в 1965 году, а знаменитой сделал соул-певец Уилсон Пиккет, одна из икон стиля. Песня скорее имеет рок-мотивы, чем характерную для музыки соул гармонии. Её исполняют довольно часто и рок-музыканты. Я нашёл аутентичное видео Уилсона Пиккета с большим джаз-бандом - даже и в таком составе композиция звучит, как тяжёлый хардешник, что и говорить о более поздних её вариациях, там вообще сплошной гитарный драйв - очень энергетическая песня, мне всегда нравилась. Её и в хэви-метал можно исполнять без потери качества

На 434 месте Топ-500 британского издания композиция и группа, которые в этом году в американский список не попали, что очень странно. Это группа The Kinks, записавшая в 1966 году превосходнейший альбом Something Else by the Kinks, который, на мой взгляд, был ничуть не хуже того же современного ему битловского Rubber Soul, я уж не говорю про тогдашние поделки The Rolling Stones и The Who (я намеренно привёл группы Британского вторжения, как практически равноценные к восприятию слушателя в те годы). Альбом и в самом деле исключительный, очень ровный, налицо была концепция, хитов хоть отбавляй. Вот всего одна песня с этого альбома и попала в список (я заметил, что The Kinks оба издания недолюбливают). Песня эта всем известна и в самом деле очень богата на мелодию и аранжировку. Это Sunny Afternoon и она заслуживает гораздо более высокого места

На 413 месте в Топ-500 RS сам Боб Дилан с композицией Visions of Johanna. 1966 год для Дилана характерен тем. что он стал посматривать в сторону рок-групп и в конце концов собрал свою аккомпанирующую рок-группу из которой потом получилась группа The Band. В этом же году он выпустил свой прорывной альбом Blonde On Blonde, про который Энди Уорхол (у которого Дилан часто тусовался и который в музыке не очень-то и понимал) говорил, что Боб Дилан открыл новую страницу в популярной музыке, записав альбом без хитов, который прекрасно запоминается. Песня-лауреат была с этого альбома

Ну и наконец, чтобы закрыть пятую сотню, я закончу статью композицией с 401 места Топ-500 журнала Rolling Stone. Это знаменитая композиция Summer in the City группы The Lovin' Spoonful. Эту композицию потом много кто перепевал, например в девяностые была очень популярна версия Джо Кокера - вы наверняка помните чёрно-белый клип с престарелым маэстро. Но наиболее кондовое и притягательное исполнение всё же у оригинала - ну так мне всегда казалось. Группа возникла в богемных кругах Нью-Йорка, просуществовала недолго и записала всего один альбом. Интересно. что крёстной матерью коллектива фактически стала Мама Касс - будущая вокалистка калифорнийской группы The Mamas and the Papas. звезды фестиваля в Монтеррее следующего года "Лета Любви". Она свела на одной из вечеринок двух основателей The Lovin' Spoonful. Обратите внимание на состав - ударник, одна (!) гитара и два синтезатора - плотный звук.

Пока на этом обзор 1966 года закончу. В следующих выпусках будет много интересного, в том числе и Битлз - ну куда же без них. И огромное количество музыкантов, которых мы уже забыли, но песни которых помним до сих пор.

До встречи!

Все остальные обзоры по года, начиная с новейших времён, вы можете прочитать в статьях по ссылкам:

Вводный критический обзор

  • Шестидесятые - 1967 (1), 1967 (2), 1967 (3), 1967 (4), 1967 (5)
  • 1968 (1), 1968 (2), 1968 (3), 1968 (4)
  • 1969 (1), 1969 (2), 1969 (3), 1969 (4)
  • Семидесятые - выпуск 1 (1979), выпуск 2 (1979), выпуск 3 (1978),выпуск 4 (1977), выпуск 5 (1977), выпуск 6 (1976), выпуск 7 (1975), выпуск 8 (1975), выпуск 9 (1974), выпуск 10 (1973), выпуск 11 (1973), выпуск 12 (1972), выпуск 13 (1972), выпуск 14 (1972), выпуск 15 (1971), выпуск 16 (1971), выпуск 17 (1971), выпуск 18 (1970), выпуск 19 (1970), выпуск 20 (1970)
  • Восьмидесятые - выпуск 1 (1989), выпуск 2 (1989), выпуск 3 (1987-1988), выпуск 4 (1987), выпуск 5 (1985-1986), выпуск 6 (1984), выпуск 7 (1983), выпуск 8 (1982), выпуск 9 (1980-1981)
  • Девяностые - выпуск 1 (1995-99), выпуск 2 (1994), выпуск 3 (1992-93), выпуск 4 (1990-91)
  • Двухтысячные - выпуск 1 (2006-2009), выпуск 2 (2004), выпуск 3 (2003), выпуск 4 (2002), выпуск 5 (2000-2001)
-2