Найти в Дзене
Ramananda

Мои духовные страхи

Оглавление

Страхи. Общее описание желания славы

Страхи проявляются из-за желания славы обусловленной души. Но изначально слава присуща Господу.

Слава — вечная энергия Господа. Слава (яша) есть суть проявления вечной духовной потенции Господа Кришны вишуддха-саттвы

айшварасйа самаграсйа вирйасйа

йашасах сприйах гйана-випрагйайош

чаива шаннах бхага итингана

«Бхагаван — Верховная Абсолютная Истина — в полной мере обладает шестью непостижимыми достояниями: богатством, силой, славой, красотой, знанием и отречением». Вишну-Пурана (6.5.74)

Яша (слава) есть анга-гуна, главное характеризующее свойство Бхагавана, два аспекта которого — гьяна (знание) и вайрагья (отречение) — есть сияние Его славы (яши). Сияние, пронизывающее духовный мир, есть проявление славы Кришны. Слава — вечный спутник Господа, служащий Ему с неизменным и самозабвенным желанием доставить удовольствие Своему Господину.

Слава Господа подразделяется на нама-яшах (славу Его Имени), гуна-яшах (славу Его качеств) и лила-яшах (славу Его игр).

Нама-яшах — слава Его Имени — превосходит славу Самого Господа.

амхах самхарад акхилам сакрид удаяд

эва сакалалокасья таранир ива спимира

джалад хим джаяти джаган-мангалам

харер нама

«Как восходящее солнце рассеивает тьму, так и Святое Имя Госпо-

да, повторяемое без оскорблений, рассеивает все грехи мира. Слава тому

Имени Господа, которое приносит благо всему миру». (Падйавали 16).

Рупа-яшах (слава формы Кришны) выражена в словах обитателей Враджабхуми:

«Господа прославляют частицы Его трансцендентной милости и любви, и мы, обитатели Вриндавана, не испытываем ни малейшего беспокойства, потому что Он милостиво существует».

Гуна-яшах (слава качеств Кришны) так велика, что все другие аватары и экспансии Кришны привлекаются Его четырьмя особыми качествами и добровольно подчиняются Ему, поэтому Кришна известен как мула-пуруша (изначальная личность).

Лила-яшах (слава игр Кришны) так велика, что даже Лакшми мечтает войти в них, Слава игр вызвана и тем, что они наполнены сладостью мадхурьи и уничтожают разные анартхи; кроме того, говорится: «Энергия лилы Кришны пробуждает в сердцах Его приближенных склонность к тому виду преданности, который соответствует их служению». (Из комментария Бхактивиноды Тхакура к «Брахма-самхите»).

Существует также слава вайшнава, которая, как энергия, всегда находится на языке Господа. Об этом говорится в «Адвайта пракаше».

Славу вайшнава нельзя отделить от славы Господа: «Вайшнав принадлежит Тебе, и он — Твоя слава. Пусть же Он явит мне Свою милость».

(«Шаранагати» Бхактивинода Тхакур).

Преломление славы в материальном мире

Материальная энергия известна как викара-рупа, искаженное проявление духовной энергии чит, поэтому материальная слава и почет имеют совершенно другие черты и качества, и ее способностью является желание быть в центре почета и присвоение результатов только себе. Рожденное из авидьи (неведения) желание славы занимает первое место среди всех других анартх, представляя собой грозную и очень труднопреодолимую силу, наиболее сильный оплот майя-шакти, прорваться через который сложно даже тем, кто искренне и решительно настроен достичь лотосных стоп Кришны.

Шридхар Свами объясняет, что пратиштха (желание славы и почета) есть проявление сочетания раджас — раджас, т.е. наиболее чистое проявление гуны страсти (раджо-гуны). Крепкие веревки славы обусловливают поведение человека, ставя его в рамки законов этой анартхи. Вольно или невольно соблюдая эти предначертанные законы, джива продолжает влачить материальное существование. В дальнейшем мы будем обсуждать, насколько губительно и проникающе стремление к славе и почету.

Желание славы поддерживает два вида забвения: забвение своей сварупы и забвение (или неполное понимание) сварупы Кришны. Эти два вида забвения в соответствии со «Шри Чайтанья Шикшамритой» есть грехи, вовлекающие дживу в круговорот рождения и смерти.

Связь между желанием славы и страхами

Страх, проявляющийся из гуны невежества, есть фактор, который все больше отдаляет нас от своего истинного «я».

Страх — это препятствие, которое следует преодолеть, чтобы увидеть себя такими, как мы есть, и процесс преданного служения — таким, как он есть.

бхайам двитййабхинивешатах сйад

ишад апетасйа випарйайо ,смритих

там-майайато будха абхаджет там

бхактйаикайешам гуру-девататма

(Ш.Б. 11.2.37).

«Когда живое существо привлекается материальной энергией, которая отделена от Кришны, его одолевает страх. В результате, вместо того, чтобы быть вечным слугой Кришны, он становится Его соперником. Чтобы исправить ошибку, нужно поклоняться Господу, как своему гуру, при помощи чистого преданного служения».

тавад бхайам дравина-деха-сухрин-нимиттам

«О, мой Господь, люди этого мира, охваченные житейскими заботами и страстными желаниями, пребывают в постоянном страхе». (Ш.Б. 3.9.6)

Душа, соединенная с Богом узами беспримесной преданности, имеет страх потерять это общение, но этот страх есть вивриддха-саттва, помогающий развитию все большей привязанности к Господу. Вырастая из желания славы, страх в его разных проявлениях служит источником сохранения «святого» образа своего «я», который создает желание славы.

Страх стоит между мыслями и действиями, не давая возможности нашему образу мыслей воплотиться в поступки. Существуют следующие виды страхов, вытекающие из желания славы:

1. страх разоблачения;

2. страх пренебрежения, унижения;

3. страх каких-то изменений в себе.

Страх разоблачения — это способ избежать встречи с самим собой без всяких масок и камуфляжа. Пратиштха-аша (желание славы), воздвигнув свою империю в человеке, поддерживает верховенство своей власти через множество обманов.

Сознавая этот обман в себе, хотя бы немного, преданный вместе с этим осознанием обмана и нежеланием вырваться из его «коварных лап» получает и страх того, что этот обман раскроется, и всем все станет очевидно. Когда обман становится очевиден окружающим, тогда неотступно приходит совершенно другое восприятие себя в новом, неприятном ракурсе и возникает необходимость жить с пониманием, какой я есть на самом деле. Не каждый готов к таким переменам.

Бхактивинода Тхакур описал, как проявляется обман у трех категорий преданных.

1. Сваништха-садхак — те, кто служит Господу, стремясь доставить Ему удовольствие.

2. Париништхита-садхак — те, кто устраивает свою жизнь в соответствии с правилами преданного служения и поклонения Божествам.

Эти два типа садхак — домохозяева.

3. Нирапекша-садхак — отреченный преданный, соблюдающий целибат.

Сваништха-садхак становится обманщиком, когда подменяет служение Господу своей собственной выгодой и тщеславием.

Париништхита-садхак становится обманщиком, когда он внешне следует правилам духовной жизни, но внутри хочет совершенно иного, не связанного с Кришной и, кроме того, слишком сильно привязывается к асат-санге (дурному общению).

Когда обман проникает в сердце нирапекши-садхака, он начинает считать себя возвышенным преданным, пользоваться статусом отреченного человека и эксплуатировать подчиненных преданных, которых он считает ниже себя.

Как только появляется обман, он сопровождается страхом быть разоблаченным. В случае неосознанного обмана страх все равно присутствует в сознании преданного, но преданный не может понять его причину.

Какой бы статус не занимал преданный, будь он брахмачари, грихастхой или саньяси, желание славы через обман возвеличивает личность в своих глазах. Он может считать себя преданным неофитом, недавно пришедшим в сознание Кришны, но под натиском тщеславия он будет считать себя лучшим из новичков-неофитов, окружающих его.

Как только страх поселяется в сердце преданного, то вместе с ним входит тама-гуна (качество невежества), и результатом этого является чувство апатии, тревоги и тоски. Так желание славы утверждает качество невежества, противоположное чувствам блаженства и счастья, испытываемым душой в союзе с Господом. Любой появившийся страх, возникший из желания славы, имеет определенный набор защит.

Защиты, воздвигнутые против страха разоблачения, делятся на три вида:

1. Тенденция избегать ситуаций, компрометирующих статус возвышенного преданного.

2. Стремление все происходящее поставить под свой контроль. Это может выражаться в искусной манипуляции окружающими преданными, тонкой игре на их чувствах. В результате на такого преданного не падает даже тени вины при любом, возникшем по его вине конфликте или трудности.

3. Стремление достичь в обмане такого совершенства, что пропадает сама боязнь разоблачения.

Из всего этого можно видеть, как много нежелательного привносит желание славы в духовную жизнь:

· обман;

· страхи;

· защиты, воздвигаемые страхами, тревогу, беспокойство, апатию;

· отсутствие видения своего «я»;

· и конечный итог — отдаленность от лотосных стоп Шри Кришны.

В «Бхагавад гите» 4.10 говорится о том, как прийти к Господу и каковы результаты постижения трансцендентной природы Кришны:

вита-рага-бхая-кродха

ман-майя мам упашритах

бахаво гьяна-тапаса

пута мад-бхавам агатах

«Освободившись от привязанности, страха и гнева, целиком погрузившись в Меня и найдя во Мне единственное прибежище, многие и многие люди в прошлом, познав Меня, очистились и так обрели любовь ко Мне». Освобождение от перечисленных трех качеств — необходимое условие достижения стадии бхава-бхакти.

Причина раги (привязанности) — желание славы, и именно через рагу тщеславие опутывают дживу разными страхами, которые неизменно сопутствуют любой форме материальной раги.

Со страхом разоблачения неизменно связан страх пренебрежения и высмеивания. Хотя такой человек может быть окружен почетом и славой, тем не менее, ощущение своего реального уровня и своих проблем, ясное или смутное, наполняет жизнь страхом, мешающим духовно развиваться и оказывающим практически то же воздействие, что и свершившийся факт разоблачения себя перед другими. Страх смерти ужаснее и приносит больше страданий, чем сама смерть, как таковая. Тот же принцип действует и в случае разоблачения себя перед другими, а также полного разоблачения себя перед собой. Создание иллюзорного образа своего «я» желанием славы, стремление всегда спрятаться за этот идеальный, но вымышленный об- раз своего «я» — это упорное стремление минимизировать или полностью устранить последствия разоблачения перед другими и, кроме того, скрыть стремление взглянуть и увидеть себя такими, как мы есть.

Чтобы победить вышеописанные страхи, необходимо увидеть корень этих страхов, желание славы, и начать нелегкую работу именно с этого корня.

Если мы не видим первопричину своих страхов, то происходит перенос своих внутренних проблем и тревог, забирающих чувство духовного счастья, на процесс преданного служения, на компетентность гуру. Преданный, кроме того, сообщает уму бесплодное желание дальнейших поисков умиротворения и счастья.

Страх разоблачения можно победить, если преданный осознал свое разоблачение Всеведущим Господом, а нежелание смириться с этим запускает самообман и боязнь разоблачения. Страх унижения можно победить, если преданный осознал унижение своей духовной природы (сад дхарму), отвернувшись от Господа. Добровольно придя в материальный мир и находясь здесь, он стал жалким рабом майя-шакти.

ати туччха бхога-аше, бандхихо, йе

майа-паше рохиле викрита-бхаве дандйа

джатха парадхин

«Став жертвой ловушки майи из-за своего желания ничтожных наслаждений, ты продолжаешь страдать от материальной болезни, подвергаясь наказаниям, подобно непокорному рабу». («Гитавали» Бхактивиноды Тхакура).

Страдания, испытываемые тем, кто проходит через эти разоблачения в себе своих пороков при их правильном восприятии, есть путь к духовному счастью. Лишь жесткие удары скорби могут порой пронзить и размягчить ожесточенное от грехов сердце, и в нем засияет трансцендентный образ Шри Кришны.

В действительности, жизнь преданного наполнится новым смыслом и примет иное внутреннее содержание, если для него уже не будет звучать в уме вопрос: «Почему я страдаю?», если он будет воспринимать все, что происходит с ним, как милость Кришны; страдания и невзгоды — как оповестительные знаки, предназначение которых — не сбиться с пути и во- время исправить не замеченные в себе ошибки.

Все эти страхи поддерживаются потому, что есть страх изменить что-то в себе. За этим страхом стоит боязнь того, что в результате анализа и честного взгляда внутрь сердца человек поймет, что он представляет собой лишь пустую оболочку без какого-то внутреннего содержания. Это осознание наносит суровый удар по желанию славы.

Преданный боится изменений еще и потому, что, открыв свое сердце им, он потеряет привычную систему чувственного наслаждения, вне которой он пока не мыслит свое полноценное существование. В сознании возникает боязнь даже заглянуть за пределы привычного мира устоявшихся стереотипов, в среде которых он привык действовать. Одним словом, возникает страх, что будет худшее положение, меньшая способность испытывать счастье, если он сделает шаги в направлении изменений. Эта боязнь коренится еще и в недостаточной вере в могущество процесса бхакти.

Страх изменений порождает следующую модель поведения и обра-

за мыслей преданного:

1. Вопрос внутренних изменений остается в туманной неопределенности, что выгодно для сознания, покрытого тщеславием.

2. Создается вера, что произойдет великое чудо по милости Кришны и гуру, и без каких-либо усилий с его стороны внутреннее преобразование произойдет в будущем.

3. Вера в то, что достаточно мельком взглянуть на проблему внутри себя, и она сразу же начнет решаться.

4. Из-за боязни измениться у некоторых преданных возникают попытки измениться слишком быстро, за короткий срок. При этом не учитывается комплекс своей обусловленности, который невозможно сломать в одно мгновение.

Систематическое и напряженное приложение усилий шаг за шагом искореняет все анартхи, но лихорадочные попытки изменить себя за короткий срок чреваты духовными проблемами и могут изменить ситуацию не в лучшую, а в худшую сторону.

Желание славы формирует у ума качество дридха (твердость и непреклонность), о котором говорится в «Бхагавад гите» (6.34). Через такое непреклонное упрямство обусловленность очень трудно искоренить, а любые попытки решительно изменить себя наталкиваются на непреклонное стремление ума сохранить все, как есть.

Является ли страх прошлого частью гуны невежества, и связан ли он со славой?

В действительности, мы должны бояться прошлого греховного существования, и дурной пример нашей прошлой греховности всегда должен служить нам напоминанием того, как отвратительна жизнь без Бога и как важно ни на мгновение не отклоняться от служения Ему. Пример этого показал Аджамила, получивший трансцендентное знание. Он не предал забвению свою прошлую, греховную жизнь, говоря: «Пусть же на меня падет проклятие за то, что я пороком запятнал честь своей семьи, за то, что ради сожительства с низкой, пристрастной к вину блудницей бросил свою верную жену. Позор мне!». («Шримад-Бхагаватам» 6.2.27)

Но если прошлое становится настолько неотвязным, что рождает в нас слабость в духовной жизни, то это является знаком того, что мы во многом живем в прошлом, а не в настоящем, и это серьезное препятствие для духовного развития.

Ощущение себя слабым приводит к занижению самооценки и ложному смирению, что само по себе является оборотной стороной тщеславия. «Лицевая» сторона — это такие качества, как бахвальство, ощущение своей уникальности, всемогущества и т.п.

Другая же сторона тщеславия — это ложная скромность, слабость и приниженная самооценка, приводящая к бездействию и апатии в служении Кришне. Любые негативные страхи, о которых шла речь, приводят к отчуждению от своего истинного «я» и от шкалы духовных ценностей, и, следовательно, лишают преданного способности работать над собой.

Вместо направленного развития воцаряется инертность. Удивительно то, что защиты, воздвигаемые желанием славы перед страхами, создают устойчивую организацию, поддерживающую империю этой анартхи, и что весь труд по созданию этой организации, ее поддержанию и отражению всего того, что способно ее разрушить, делается с одной целью: получить извращенные наслаждения от славы.