Чем жил и почему так запомнился неугомонный маркиз.
Имя де Сада получило столь громкую репутацию, что сейчас его зачастую оправдывают: образ сильно демонизирован, садисты существовали еще задолго до него, развратные похождения маркиза не больно-то уникальны даже для его времени, произведения меркнут и бледнеют на фоне современной контркультуры.
Все это так, но не спешите реабилитировать самого скандального смутьяна восемнадцатого века. За ним числится не одно преступление, и его похождения действительно впечатляют – разумеется, не в лучшем смысле. Жуткие книги де Сада отчасти автобиографичны…
Детство и юношество
Летопись Донасьена де Сада началась во время службы в армии. Военачальники оценивали его двойственно: с одной стороны, умный и храбрый малый, с другой – испорчен до крайности. Девушек он менял, как перчатки, и не забывал хвастаться своими успехами на этом поприще.
Были ли они полностью правдивыми – неизвестно, но слухи о непристойном поведении дошли до отца де Сада, что, конечно, его не порадовало. Вообще-то французская армия, как, впрочем, и любая другая, не отличалась благочестием и охотно предавалась порокам. Поэтому то, что Донасьен сумел выделиться даже среди такой компании, говорит о многом.
Первые перлы
Но пока это были детские шалости. Чтобы приструнить сына, отец маркиза решил его женить, пока тот не увяз по горло в публичных домах, где проводил все свободное время.
Расчет был очень наивным. Де Сад покорно женился на Рене-Пелажи, дочери президента налоговой палаты Франции, но это нисколько не помешало ему продолжать шататься по увеселительным заведениям. Бракосочетание состоялось в мае 1763-его года, а уже в октябре маркиза арестовали за то, что он заставлял женщину богохульствовать. К такому оказался не готов даже Париж, славящийся своими пороками.
В заключении де Сад пробыл всего пятнадцать дней: похлопотали родственники жены, от которой, кстати, причину ареста скрыли. Но женщина не могла долго оставаться в неведении. Донасьен продолжил свои похождения, находя легкомысленных дам то там, то здесь. И в 1768-ом году его снова арестовали, на этот раз за изнасилование. И хотя весь город пребывал в шоке от деяний де Сада, ему снова удалось довольно быстро освободиться.
В своем родовом поместье он ставил спектакли (степень их приличности остается предметом дискуссий). Молва, конечно, могла приукрасить деяния маркиза, но следующее обвинение говорит само за себя.
Бега и «Жюстина»
Маркиз и его слуга проводили день в компании четырех женщин. Заодно де Сад угощал всех шпанскими мушками – их прием чреват серьезными последствиями для здоровья, но они считались сильным афродизиаком. Почувствовав дурноту, женщины пожаловались на маркиза, и его обвинили в отравлении и содомии. Де Саду был вынесен смертный приговор, но ему удалось бежать, так что, за неимением лучшего, на площади на тот свет отправили его чучело.
Кстати, бежал де Сад не один, а с сестрой своей жены. Однако свобода была не долгой. Маркиза снова арестовали, он снова сбежал, и после этого был вынужден безвылазно сидеть в своем имении. Неизвестно, что там творилось, но жена де Сада, а вместе с ней и большинство обитателей замка, вскоре втихую ушли – терпеть выходки господина не было сил. А де Сад без них долго не мог и вскоре пошел на новое преступление.
Ему удалось похитить трех девушек, для вполне понятных целей. Дело быстро раскрыли, но угомонить маркиза было решительно невозможно. Не прошло и года, как он нанял в замок нескольких юных девушек – чтобы поработали служанками. Все они в ужасе сбежали от своего работодателя. Осталась лишь одна, которую, к слову, де Сад называл Жюстиной, и тут нельзя не вспомнить роман «Жюстина, или Несчастья добродетели», который он опубликует в 1791-ом году.
Пребывала ли она в замке маркиза добровольно – большой вопрос. Когда слух о том, где и с кем находится девушка, дошел до ее отца, тот потребовал отпустить дочь. Де Сад отказался.
Концентрат бесстыдств
Ему удалось добиться отмены смертного приговора, но арест был неминуем. В 1777-ом году маркиза заперли на долгие 13 лет. Тогда-то он и начал писать свои произведения, которым предстояло шокировать Европу. Такой концентрат бесстыдств был ей в новинку!
Великая Французская революция помогла де Саду освободиться из заключения. Он опубликовал некоторые из своих книг, поставил кое-какие пьесы, и, кстати, не все они были непристойными. Потом маркиза снова арестовали. Его заключили в тюрьму, и… очень скоро перевели в другую, потому что неугомонный де Сад, к тому времени уже пожилой человек, умудрился совершить свои задумки с другими заключенными.
В конечном итоге его отправили в больницу для душевнобольных. Там де Сад ставил различные представления, вплоть до своей смерти от приступа астмы.
Жизненный путь маркиза крепко зацепил его современников. И пока он был жив, и после смерти люди не переставали поражаться его выходкам и, разумеется, книгам.
К счастью, сам де Сад, насколько можно судить, не был повинен во всех тех ужасах, которые описывал, но и того, в чем он успел отметиться, было вполне достаточно, чтобы закрепить за его именем широкий спектр психических отклонений.
А как вы относитесь к творчеству маркиза де Сада? Пишите в комментариях!
До новых книг!
Ваш Book24