События вокруг предоставления Константинопольским Патриархатом автокефалии Православной Церкви Украины с целью уврачевания местного раскола и попыток Московского Патриархата не допустить этого при навязчивом желании выстрелить себе же в ногу привлекли большое внимание к Украине.
При этом следили за событиями не только сами православные и условные «атеисты Киевского Патриархата», но и верующие других христианских конфессий и деноминаций. При этом у многих из них происходящее вызывало небывалый азарт, когда люди явно болели за определенную сторону, в том числе по политическим причинам. Но если абстрагироваться от политики, то можно заметить, что различного роды расколы и нежелание признавать схизматиков характерно для всех конфессий, в том числе и для белорусских.
Так, в Минске уже долгое время существует община католиков-традиционалистов, которые не признают решения Второго Ватиканского собора 1960-х годов, но при этом по-прежнему продолжают считать себя католиками и ведут переговоры с Римом о восстановлении полного единства. Но не в Беларуси. У нас даже упоминания об активности общины, вызывают гневную реакцию со стороны руководства Католической Церкви в Беларуси. Апостольский нунций с ними не встречается, а сами они для пущей безопасности отказываются от контактов со СМИ.
Думаете такая ситуация не характерна для протестантов? Отнюдь. Так, Самостоятельная Евангелическо-Лютеранская Церковь в Беларуси имеет, мягко говоря, натянутые отношения с общинами, относящимися к Евангелическо-Лютеранской Церкви в России, самая знаменитая из которых находится в Гродно. Те же в свою очередь, например, в упор не хотят замечать, что гродненская кирха – не единственный лютеранский храм в Беларуси, и что в Бобруйске тоже есть свой, относящийся к СЕЛЦ.
А Объединенная Церковь христиан веры Евангельской открыто выступает против регистрации в Минске общины «Да будет воля Твоя», которая откололась от ОЦ ХВЕ. Формальная причина – аморальное поведение в прошлом главы общины Вячеслава Новаковского. При этом в церкви признают, что внутри пятидесятнического братства у него были бы перспективы стать пастором, но зарегистрировать самостоятельную общину не дают.
Одновременно с этим в Беларуси по инициативе Католической Церкви ежегодно проходят молитвы за единения христиан. Например, в прошлом году участие в них приняли повсеместно представители римо- и греко-католиков и православных, а также лютеран (в Минске и Гродно), пресвитериан (в Могилеве), баптистов (в Минске) и христиан полного Евангелия (в Гродно).
В этой связи на ум приходит цитата из 1-го послания Иоанна: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин 4:20-21).
Насколько искренне можно говорить о стремлении к единству христиан в целом, если мы отвергаем своих же собратьев по вере, с которыми, казалось бы, нас объединяет больше всего?
И услышат ли такие призывы своих пастырей верующие? Услышит ли такую молитву сам Бог?
Максим Гацак