Найти в Дзене
Джаз.Ру

Поющий саксофон Хэнка Кроуфорда (1934-2009)

Десять лет назад ушёл из жизни мастер саксофонной лирики Хэнк Кроуфорд (Benny Ross «Hank» Crawford). Его прославила работа музыкальным руководителем оркестра, сопровождавшего выступления великого певца Рэя Чарльза в 1959-63 годах. Покинув «Брата Рэя», Кроуфорд сделал впечатляющую карьеру: он выпустил 38 музыкальных альбомов только как солист-саксофонист — а ведь его ещё приглашали записываться на своих пластинках Эрик Клэптон, Би Би Кинг и другие. Когда вы слушаете любого современного саксофониста со страстным, сладким и лиричным звуком — будьте уверены: он вырос на пластинках Хэнка Кроуфорда!

Hank Crawford, 1967
Hank Crawford, 1967

Музыкант умер 29 января 2009 в своём доме в Мемфисе в возрасте 74 лет По словам родных Хэнка, его здоровье неуклонно ухудшалось с 2000 г., когда он перенёс инсульт.

А родился он в Мемфисе 21 декабря 1934 г. и, как многие афроамериканцы на Юге, начал приобщаться к музыке в церковном хоре, которому в десятилетнем возрасте аккомпанировал на фортепиано в Спрингдейлской Миссионерской баптистской церкви. Он окончил среднюю школу Manassas High School, где вместе училось много будущих джазовых звёзд — Джордж Коулман, Хэролд Мэйберн, Чарлз Ллойд и другие. На саксофоне Хэнк Кроуфорд впервые заиграл в школьном ансамбле The Rhythm Bombers.

В конце 40-х и начале 50-х гг. прошлого века молодой Хэнк уже был заметным участником музыкантского сообщества так называемого «среднеюжного» (Mid-South) направления танцевального ритм-н-блюза и играл с местными блюзовыми звёздами — Айком Тёрнером, Би Би Кингом и Бобби «Блю» Блэндом. Прозвище Хэнк ему дали именно в Мемфисе — за то, что он, по общему мнению, выглядел и играл как мемфисский саксофонист более старшего поколения, Хэнк О’Дэй.
После школы Кроуфорд переехал в Нэшвилл, где изучал музыку в Университете штата Теннесси и заодно работал студийным музыкантом, записывая танцевальные ритм-н-блюзовые номера и рок-н-ролл: у него была собственная рок-н-ролльная группа
Little Hank and the Rhythm Kings, а кроме того, он участвовал в университетском оркестре Tennessee State Jazz Collegians, где играл не только на альт-саксофоне, но и на баритоне.

Hank Crawford, 1961
Hank Crawford, 1961

Именно в Нэшвилле в 1958-м Кроуфорд впервые встретился со звездой ритм-н-блюза и нарождающейся музыки соул. Звезду звали Рэй Чарльз, и Хэнк в 1959-м стал штатным альт-саксофонистом его ансамбля, а вскоре занял и пост музыкального руководителя группы Брата Рэя. Кстати, основных саксофонистов в группе было два — Хэнк работал там вместе с тенористом «Фэтхедом» Ньюманом, с которым его впоследствии связывали дружба и регулярное участие в записях друг друга и который ушёл из жизни всего за несколько дней до Кроуфорда.
СЛУШАЕМ: Ray Charles «Alabamy Bound» с альбома «Genius Hits The Road» (1960). Соло на альт-саксофоне — Хэнк Кроуфорд.

— Я многому научился у Рэя в плане ансамблевой дисциплины и фразировки, — вспоминал позже Кроуфорд. — Часто он мне не давал спать по ночам — диктовал мне аранжировки. Я у него многое узнал о голосоведении и о том, как добиваться этого широкого, душевного звучания. Я думаю, я инстинктивно это знал и до него, но он просто помог мне это освоить.

В 1963-м Хэнк ушёл от Гения Соул (таково было полуофициальное звание Рэя в шоу-бизнесе — The Genius of Soul), чтобы создать собственный септет; но к этому моменту саксофонист уже выпустил несколько сольных альбомов для крупнейшего независимого лейбла Atlantic. Всего с 1960 по 1970 гг. Кроуфорд записал для этой фирмы двенадцать альбомов, которые стилистически балансировали на грани джаза и ритм-н-блюза, закладывая основу будущему «мягкому» или «гладкому» (smooth) джазу.

Крупнейшая звезда «современного» — contemporary — джаза, саксофонист Дэвид Санборн, называет Кроуфорда среди своих самых сильных влияний. Кроме того, Хэнк много записывался в качестве солиста на альбомах ритм-н-блюзовых или соул-джазовых звёзд, а также писал для них аранжировки: его оркестровки и игра звучат на записях вокалистки Этты Джеймс, певца Лу Роулза, органиста Джимми Макгриффа и певца-пианиста Доктора Джона.
ВИДЕО: Dave 'Fathead' Newman, Hank Crawford, Kenny Burrell «Take The A Train», 1977

Сольные работы Кроуфорда в 1970-е выходили на лейблах идеолога раннего «гладкого» джаза — продюсера Крида Тэйлора, главным образом не на CTI (там появилась только одна его пластинка), а на его филиале Kudu, который был ориентирован на соул-джаз. Пластинка 1975 г. «I Hear a Symphony» достигла 11-й позиции в джазовом хит-параде и даже фигурировала во второй сотне поп-альбомов года по версии журнала Rolling Stone. Кроуфорд был одним из первых музыкантов, кого Тэйлор пригласил на Kudu, и одним из последних, кто в период заката CTI и его филиала оставался верен Криду — вплоть до 1978 г., когда компания Тэйлора была подвергнута банкротству.
СЛУШАЕМ: трек «I'll Move You No Mountain» с альбома «I Hear a Symphony» (Kudu, 1975)

С 1983 г. Хэнк Кроуфорд перешёл на лейбл Milestone Records, где оставался до конца 1990-х, активно выпускал собственные альбомы, а также писал музыку, аранжировки и записывал партии альт-саксофона для других звёзд лейбла, среди которых были гитарист Мелвин Спаркс и органист Джимми Макгрифф, с которым Хэнк записал четыре совместных альбома и много гастролировал по Европе. Финальный, 14-й (считая четыре с Макгриффом) его альбом, записанный для Milestone в 1997 г. — «After Dark» — заканчивается трогательной инструментальной версией знаменитого спиричуэла «Amazing Grace», в котором публике, знающей историю Хэнка, так несложно было услышать намёк на его ранние детские музыкальные переживания в мемфисской баптистской церкви.

— Мой подход к игре можно назвать вокальным, — говорил он. — Я не «технарь», я пою на инструменте. В моей игре почти можно услышать слова песен.

С конца 1950-х и до конца 90-х Кроуфорд жил в Нью-Йорке, но перенесённый им в 2000 г. инсульт заставил музыканта вернуться в Мемфис, где его обширная семья могла обеспечить ему заботу и уход. Когда Хэнку стало чуть получше, он начал вновь выезжать в Нью-Йорк, но базироваться продолжал в родном городе. Однако к активной музыкальной деятельности он так и не возвратился.

ВИДЕО: Jimmy McGriff & Hank Crawford Quartet «Everyday I Have The Blues» (выступление в Сан-Диего, 1989)

Странно, но факт: два ведущих саксофониста классического ансамбля Рэя Чарльза — Фэтхед Ньюман и Хэнк Кроуфорд — ушли из жизни буквально в течение одной недели, но ощущение странности усиливается, когда мы узнаём, что за две недели до Хэнка умер и третий саксофонист того же ансамбля (с 1957 по 1977) — баритонист Лерой Купер. 15 января 2009 он ушёл из жизни в Орландо, штат Флорида, где с конца 1970-х на протяжении двадцати лет руководил оркестром Диснейленда. Ему было 80 лет...

Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!