Найти в Дзене

Максим Шаговиков: Самый полезный навык в жизни—терпение

Оглавление

Поговорили с 2D аниматором мультсериала «Лео и Тиг» и «Четверо в кубе» о 2D анимации, творческом пути, особенностях работы и, конечно же, о проектах, в которых он принимает участие.

Максим, расскажи немного о себе, где ты учился: это было образование цифрового художника или самостоятельное изучение, посещение лекций, курсов? С чего начался твой путь в индустрии? Ты сразу пришел к пониманию, что хочешь стать именно 2D-художником?

Все в курсе, что в конце двухтысячных не было такого выбора для студента, как сейчас. Не было курсов по дизайну персонажей и всему на свете. Была доступна только та информация, которую ты мог найти в интернете. Я лично учился на дизайнера интерьеров, а мой профессиональный путь начался очень просто. Как говорится «нужно сделать лишь первый шаг». После окончания университета, буквально на следующий день, я позвонил своему товарищу, который на тот момент уже работал активно на постпродакшн студии, с вопросом «Вам художники требуются?». Ответ был такой: «Приходи - пообщаемся, неси все что есть». По сути, когда дело касается новичков на собеседовани, руководители и продюсеры смотрят лишь на твой огонь в глазах и безумное желание. Работа нашлась сразу, я брался за все, что выдадут, любое задание, даже если не знал софта (по сути, софт— это инструмент и главное, чтобы было понимание своих действий). Я обучался в процессе и спрашивал у коллег. Остальное приходит с опытом.Тогда я еще не понимал кем именно хочу стать, просто делал то, что лучше всего получалось на текущий момент. Когда ты уже многое попробовал, только тогда и понимаешь на чем хочется сфокусироваться.

-2

У тебя художественное образование или ты полностью самоучка?

В 2010 году я окончил институт ИЭиК по специальности «Дизайнер интерьеров». Где-то на 2 курсе понял, что хочу заниматься рисованием, начал копаться в интернете в поисках наставника. Я копировал стили разных художников, пытался рисовать свое в разных стилистиках. Делал все, чтобы развиваться и приобретать новые навыки.

Что ты думаешь о современном состоянии образования для цифровых художников в России? Чего не хватает?

В 2017 году я несколько месяцев преподавал студентам «дизайн персонажей» в НИУ ВШЭ, где также преподают разные дисциплины мои знакомые. Могу сказать, что образование в хороших руках, преподаватели действительно любят свое ремесло и стараются чему-то научить студентов. Последние тоже, в большинстве своем, отзывчивые и благодарные, если видят, что преподаватель искренне старается их обучить.

С какими трудностями ты столкнулся в начале работы?

Тогда для меня не было слова «трудности». Я думаю, что пока ты молод и любознателен, нужно пытаться делать то, что нравится и получать от этого удовольствие.Я пробовал себя в разных направлениях: от текстурного художника до арт-директора анимационного сериала. В конечном итоге, пришло понимание, что хочется заниматься дизайном персонажей. Чтобы заниматься дизайном персонажей для анимационного кино, нужно изучить этот вопрос изнутри и стать аниматором. Так я решил пойти к Александру Дорогову, не имея никакого опыта анимировать, но имея очень большое желание иметь подобный опыт. Занимался я около 1,5 семестра и решил остановиться, чтобы попрактиковаться в реальной среде и на реальном проекте. Это был некий вызов. Сделав первое задание на курсе, морфинг, я показал его исполнительному продюсеру проекта «Лео и Тиг», Марианне Галстуховой-Сметанкиной. Она показалаа мою работу аниматорам и супервайзерам, все дали зеленый свет и я приступил к работе.

-3

Предпочитаешь работать только в цифре или делать, например, скетчи на бумаге?

Когда я учился на курсах у Саши Дорогова, всю анимацию я делал на бумаге, как в те давние времена, это было мое желание. Этот процесс гораздо труднее, чем в цифре, требует усидчивости и много терпения. Зато в конечном итоге это дает свои особенные плоды. Ты нарабатываешь руку настолько мощно, что эффект виден всем и отражается в любых твоих рисунках.Скетчи я делаю постоянно на бумаге, полагаю, это необходимо каждому художнику. Также, использую разные материалы. За те годы что я развиваюсь как художник, я узнал о множестве техник и способах рисования: особенностях мышления во время рисования, смене руки с правой на левую, навык не смотреть в лист, а только на натуру когда рисуешь. Ставя себя в неудобные ситуации осознанно можно пробудить интерес к наброскам и всегда есть, что попробовать и потренировать. Всем рекомендую.

Расскажи, пожалуйста, о студии, где ты сейчас работаешь?

Студия «Паровоз» всем известна. Большая. Отличный коллектив. Замечательные руководители. Мы создаем оригинальную отечественную анимацию, стремимся объединить мировые мультипликационные традиции и современные производственные технологии.

Расскажи, пожалуйста, о создании персонажей в сериале «Лео и Тиг»? В чем их специфика? Как все начиналось? Что было особенно сложным в твоей работе? Какой проект для тебя был самым сложным за всю карьеру? Расскажи о нем, если можно. А какой проект у тебя самый любимый?

Мне посчастливилось создать персонажа Редьяра и братьев Харз. На их создание меня вдохновил режиссер анимации (на тот момент) Артур Толстобров. Мы обсуждали, он высказывал свои пожелания, свое видение, какие манеры, повадки и какой характер должны быть у героев.Для меня это была непростая задача найти нужный образ. Кроме того, сложно было сделать так, чтобы он всем понравился. Я рисовал кучу набросков, искал референсы, лепил из пластилина, чтобы лучше уловить форму. В итоге, образы были найдены и ушли в работу. Наши персонажи в сериале антропоморфного типа, это значит, они передвигаются, как люди, на ногах, но, в нужный момент, могут бегать на всех четырех лапах. Эти возможности им добавляют наши специалисты риггинга и анимации.

Расскажи, пожалуйста, о своей работе над сериалом «Лео и Тиг». Кто собирал команду аниматоров?

Я присоединился в процессе. До этого я год проработал как концепт-арт художник на сериале.

Какими программами ты пользуешься при работе?

Сейчас я использую в основном toon boom. Программа удобна для клинап-а анимации.

Как долго делаются 2D эффекты и на сколько они сложны?

2D эффектами я не занимаюсь. В нашем сериале главные герои зверята и взаимодействуют они с лесом и его жителями, поэтому, большая часть работы приходится на розыгрыши с животными.

-4

Были ли какие-нибудь неожиданные трудности во время работы над проектом?

Были и такие, когда коллега уезжает в отпуск и ты остаешься один на серию (имеется в виду 2D часть серии). [смеется] Это шутка, конечно. Трудности были в самом начале, когда я только вникал, что к чему и наступал на грабли производственного процесса. Впоследствии все эти ошибки и сложности помогли мне сформировать свое видение и построение процесса своей работы. Ошибки являются обязательной частью работы, не нужно их избегать, особенно в начале карьеры.

Что важно при создании персонажа для анимации? Следует ли заранее продумывать, как будет этот персонаж двигаться в мультфильме или на сколько сложно его анимировать?

Я начинаю разработку персонажа с какой-нибудь «экстремальной» позы, тем самым я сразу погружаюсь в его характер. Я стараюсь больше рисовать героя в динамике, исходя из его особенностей и специфики передвижения.

Есть ли у тебя время на личные проекты? Если да, то над чем работаешь, когда не ограничен основной работой?

Есть несколько личных проектов. Один из них сообщество по крикатурам «CARICATURIZM | Знай наших», в нем присутствует много хороших карикатуристов со всего мира. В основном, сообщество посвящено карикатурам на личностей России и бывшего СССР. Каждый четверг победитель конкурса выбирает известную персону, а в течении недели мы выставляем работы, затем, каждую среду, в полночь, открывается голосование за понравившуюся карикатуру. Голосование длится сутки и голосовать могут только те, кто сам прислал работу на конкурс. Таким образом выбирается победитель.Второй проект «ART OF METRO» сообщество, которое посвящено наброскам людей в метро. Идея состоит в том, чтобы объединить художников, рисующих в транспорте, а таких немало, и сделать площадку, где они смогут знакомиться и выставлять свои работы.

-5

В процессе просмотра 2D анимации часто ли отвлекаешься на мысли «как это сделано» или абстрагируешься и просто смотришь картину, не задумываясь о технической стороне?

По-разному, все зависит от подачи. Если все грамотно сделано: передана атмосфера, звуки и музыка, сюжет, который погружает тебя в историю, тогда и не задумываешься о технических особенностях, а наслаждаешься. Часто смотрю на анимацию не с точки зрения как это технически сделано, а восхищаюсь как это придумано, это важнее. А технические особенности - это наш инструментарий.

Тебе больше нравится западная или восточная анимация?

Западная. Я фанат Disney и Pixar. Вырос на мультсериалах «Черепашки ниндзя», «Утиные истории», «Черный плащ», «Мыши-рокеры с Марса», «Чип и Дейл», «Чудеса на виражах», «Гуффи», «Микки маус», «Том и Джерри»... Этот список можно продолжать бесконечно.

Сталкивался ли ты когда-нибудь с критикой своих работ и, если да, то как на нее реагировал?

В молодости я к этому относился очень болезненно, как и все, наверное. С годами эта ненужная рефлексия исчезла, какой смысл в этом, если ты волен рисовать все, что хочешь и не обязан нравиться всем. Нормальные люди всегда увидят, помогут и направят.

Как ты видишь индустрию российской 2D анимации в ближайшие 5 лет или в ближайшем будущем? Какие тренды можешь выделить уже сейчас?

2D анимацией занимаются сейчас лишь фанаты этого дела.

Что тебя вдохновляет? Назови несколько людей, книг, фильмов, которые первыми пришли сейчас на ум. Какие традиционные или цифровые художники тебя вдохновляют?

Вдохновляют 9 стариков Disney (Оливер Мартин Джонстон, Марк Фрайзер Дэвис, Милтон Эрвин Каль, Уорд Уолрэт Кимбалл, Лесли Джеймс Кларк, Эрик Клеон Ларсон, Джон Митчел Лаунсбери, Вольфганг Райтерман, Фрэнклин Томас), а также, Glen Keane. Люблю литературу на английском, из последнего были прочитаны «Peter Pan» (James Barrie) и «Charlie and the Chocolate factory» (Roald Dahl).

Есть ли у тебя хобби, не связанные с работой? Если да - расскажи о них.

Люблю путешествовать с супругой по миру.

Какой совет ты бы дал начинающему 2D аниматору: как обрести свой неповторимый стиль?

Рисовать, рисовать, рисовать, остановиться, подумать и снова рисовать.

Твой девиз по жизни?

Самый полезный навык в жизни это терпение. Сразу ничего не будет.