Как бы то ни было, в наши дни представить подобное решительно невозможно. И уж тем более, осознать, что с момента этого знаменательного события прошло ровно пятьдесят лет. А тогда, 30 января 1969 года, в ничем не примечательный зимний денёк, ставшее впоследствии легендарным мероприятие не вызвало даже транспортно-людского коллапса. Мало ли чего бывает?
Погода в Лондоне в тот день стояла промозглая, со всех сторон дул ледяной пронизывающий ветер, а совсем нестрашные (например, для россиян) +7 по Цельсию казались местным жителям чуть ли ни арктическим холодом. В особенности, на продуваемой крыше дома №3 по Cэвил Роу (Savile Row, 3), где тогда располагалась звукозаписывающая студия Apple Records.
Именно там ровно полвека назад состоялся знаменитый "концерт на крыше" легендарных The Beatles, последнее живое выступление ливерпульской четвёрки, задуманное как часть фильма "Let It Be", посвящённого процессу записи одноимённого альбома.
На самом деле, концерт этот задумывался давно и провести его хотели где угодно (в том числе, в весьма экзотических местах, скажем - пустыне Сахара), но только не на крыше студии. Однако, как ни странно, даже вполне прозаический окончательный вариант в виде банального концертного зала, почему-то не удалось согласовать (!). И именно тогда у Леннона возникла гениальная по своей простоте идея вообще никуда не ехать.
Одежда для выступления, вопреки мнению многих, не была сколько-нибудь концептуальной, исключая разве что Пола, появившегося в строгом костюме. Остальные руководствовались лишь соображениями комфорта, а потому, дабы не замёрзнуть, позаимствовали предметы гардероба у жён. Так, Леннон надел шубу Йоко, а Ринго вырядился в красный плащ своей супруги Морин.
Студийные микрофоны, вытащенные на улицу, также подверглись довольно оригинальной защите от ветра. Звукоинженер Алан Парсонс вспоминал, как специально для этой цели покупал женские колготки: "Я пошёл в универмаг и сказал: "Мне нужны три пары колготок. Размер не имеет значения." Они подумали, что я был или грабителем банка или трансвеститом."
Что любопытно, это было первое за два с половиной года живое выступление битлов - последнее состоялось 29 августа 1966 года на стадионе Candlestick Park в Сан-Франциско. К тому же, на этом "крышном" концерте они впервые поменяли расположение на импровизированной сцене - Леннон занял место посередине, а Харрисон встал слева от него. Вдобавок, к ним впервые присоединился клавишник Билли Престон, совершенно случайно записывавшийся в этой же студии для альбома Рэя Чарльза.
Ещё интересный факт - гитара Fender Telecaster была изготовлена для Харрисона на заказ мастерами Роджером Россмейслом и Филипом Кубики (Roger Rossmeisl & Philip Kubicki), как подарок от фирмы. Она была специально доставлена в Англию на отдельном сиденье и её вручили музыканту лично в главном офисе Apple. Мастера больше года не знали, что случилось с инструментом, пока не купили билеты, чтобы посмотреть фильм “Let It Be” и не увидели свою работу в широкоформатном фильме. "Я был так взволнован, что я почти выпрыгнул со своего места" - вспоминал Кубики.
Выступление началось с "Get Back", которая должна была стать заглавной композицией нового альбома. Затем были "Don’t Let Me Down", "I’ve Got A Feeling" и "The One After 909". А вот текст к новейшей песне "Dig a Pony" Леннон так и не успел выучить, поэтому помощник администратора Apple Кевин Харрингтон вынужден был встать на колени так, чтобы не попасть в камеру и держать листок со словами.
Во время концерта, продолжавшегося ровно 42 минуты, помимо прочего, музыкантами была исполнена инструментальная версия "God Save the Queen", сыгранная как раз в тот момент, когда Алан Парсонс ушёл менять катушки с плёнкой. А записывалось всё это на два восьмидорожечных магнитофона в подвале студии, где процессом руководил Джордж Мартин. И всё бы ничего, если...
Если бы не звонок в полицию жителя одного из домов, которому, видите ли, помешали излишне громкие звуки музыки. При этом, центральный полицейский участок Уэст-Энда располагался на Сэвил-Роу, 27 — буквально в нескольких шагах от офиса Apple. Звонок раздался уже через 10 минут после начала выступления, однако, лондонские полицейские, что называется, вошли в положение и дали битлам поиграть эти самые 42 минуты. Ну а так - закон есть закон.
Джон Леннон: "Я хотел бы сказать спасибо от имени группы и себя, и я надеюсь, что мы прошли прослушивание". Эти слова можно услышать в конце последней композиции "Get Back". Эдакий саркастический итог всей деятельности великих The Beatles. Эпитафия, если так можно выразиться.