Автор: Павел Бурундуков
Дипломатия стара как человечество. Еще на заре цивилизации первобытные племенные вожди обменивались дарами и заключали соглашения о разделе охотничьих угодий. Однако, дошедшие до нас древнейшие дипломатические документы относятся уже к государственному периоду развития общества.
С 1887 по 1907 год при раскопках дворца египетского фараона и религиозного реформатора Эхнатона (Аменхотепа Четвертого) в Телль-Амарне немецкие и британские археологи обнаружили клинописные глиняные таблички на вавилонском языке - архив политических документов. Он включал в себя в том числе и дипломатическую переписку правивших в Египте в 14 веке до нашей эры Эхнатона и его отца Аменхотепа Третьего с царями других государств и подвластными сирийскими князьями. Ее отлично дополняет дипломатический архив хеттского царя Суппилулиумы (1380-1346 годы до нашей эры), обнаруженный на территории Турции. О чем же переписывались владыки сильнейших держав?
Египетское царство в ту эпоху было самым крупным и могущественным государством Востока. Его северо-восточная граница доходила до отрогов Таврского хребта в Турции, а юго-восточная — до реки Евфрат в Месопотамии. Египтяне поддерживали оживленные торговые, культурные и дипломатические связи с Хеттским царством, Вавилоном, Ассирией, из держав второго разряда — с месопотамским государством Митанни и Критским царством. Не брезговали египтяне и островными государствами Эгейского моря, приглядывали также за вассалами и данниками — мелкими княжествами Сирии и Палестины. Последние играли роль буфера между египтянами и их основными геополитическими противниками — хеттами.
Эхнатону было выгодно поддерживать постоянную вражду между князьями, не давая им создать более крупные государства или заключить опасный для египетского влияния союз. С этой целью он провоцировал между ними соперничество по любому поводу, например, по части поставки княжеских сестер и дочерей в собственный гарем. Князья были не прочь сделать своих родственниц женами фараона и стремились, чтобы они заняли в его семье как можно более высокое положение. Кроме того, они бомбардировали египетского владыку просьбами оказать военную и денежную помощь, а также откровенно вымогали подарки. Одновременно князьки жаловались, доносили и клеветали друг на друга.
Наличие по соседству сильной державы хеттов не позволяло Эхнатону в отношениях с вассалами опираться только на насилие. Карательные рейды против отступников он вынужден был сочетать с политикой подкупа и интриг. Приз — синайские рудники, ливанская древесина и контроль за важнейшими торговыми маршрутами — того стоил. Хеттское царство достигло преобладания в Западной Азии и стремилось к захвату египетских владений в Сирии и Палестине. Рост Хеттского государства заставил Египет искать союза с врагами Суппилулиумы — Вавилоном и Митанни.
Относительно Вавилона фараоны избрали путь династических браков. В сохранившемся письме Аменхотеп Третий сообщает своему вавилонскому «брату» царю Кадашман-Харбе о желании получить в свой гарем одну из его дочерей. В ответ вавилонский царь напоминает, что уже дал в жены Аменхотепу свою сестру и жалуется на ее недостаточно почетное положение при египетском дворе. В дальнейшей переписке фараон уверял вавилонского царя в недобросовестности послов, давших ложные сведения о пренебрежении, в котором якобы находилась знатная вавилонянка. Тут же из Вавилона последовала новая жалоба, теперь уже на оскорбление, нанесенное при дворе фараона вавилонским послам: их не пригласили на важное праздничное мероприятие с участием дипломатов от других держав.
Подоплека обид вавилонского царя открывается в ключевом письме переписки, в котором он предлагает «собрату» обменяться дочерями, тем самым, укрепив родственные связи двух династий. Понимая, что Аменхотеп больше нуждается в союзе с ним, чем он сам с Египтом, Кадашман-Харбе требует еще и доплатить ему золотом, причем золото ему требуется гораздо сильнее, чем наложница царских кровей.
Столь же жаден до золота и царь Митанни Тушратта. Одно из своих писем Эхнатону он завершает следующим образом: «Итак, пусть брат мой пришлет мне золота в таком большом количестве, которого нельзя было бы исчислить».
Фараоны усиленно накачивали Вавилон и Митанни деньгами, укрепляли с ними торговые и династические связи, но вырастить достойную альтернативу хеттам не смогли. Месопотамские цари предпочитали лавировать между гигантами, одновременно наслаждаясь египетскими принцессами в своих гаремах и просаживая присланное золото на увеселения. Пришлось египтянам воевать с хеттами самим.
Следующее столетие было заполнено ожесточенными войнами, истощившими обе державы. Сотрясаясь от внутренних кризисов и понимая, что победа в «горячей» войне уже недостижима, Египет и Хеттское царство решили вернуться к «холодному» противостоянию. В 1278 году до нашей эры был заключен древнейший известный человечеству письменный мирный договор между фараоном Рамзесом Вторым и хеттским царем Хаттусили Первым.
Инициатива исходила от хеттского царя. После предварительных переговоров он отправил Рамзесу предлагаемый текст соглашения, выгравированный на серебряной доске вместе с изображением государственной печати и подписи царя, а также положенными религиозными символами. Рамзес согласился с ним и прислал идентичный текст также на серебряной доске с аналогичными египетскими регалиями. Это первый известный случай обмена экземплярами соглашений между главами государств — ритуала, ставшего со временем обязательным в дипломатической практике.
Договор, как и все подобные документы, устанавливал мир, дружбу и братство двух народов на «вечные времена». Хетты брали на себя вину за начало войны и соглашались заключить с Египтом пакт о ненападении и военный союз против третьих держав. Оба государства предполагали совместные действия против разбойников и мятежников в Сирии и Палестине, обещали не провоцировать бунты на территории друг друга и не оказывать восставшим никакой поддержки, а также выдавать назад политических и иных перебежчиков.
За соблюдением соглашения должны были совместно следить египетские и хеттские боги и богини — по тысяче с каждой стороны. Нарушителей ожидали страшные кары.
После заключения мира между монархами последовал интенсивный обмен посланиями, в котором приняли участие и их супруги. Впервые в письменной истории человечества супруги глав государств (старшие царицы, являвшиеся матерями официальных наследников и возглавлявшие гаремы) обменялись приветственными посланиями. После смерти египетской царицы фараон Рамзес женился на красивейшей из дочерей Хаттусили, причем она в обход существовавшей традиции возглавила гарем. В знак почета Рамзес лично встретил новую супругу на границе двух царств и устроил торжественный обед для ее свиты.
Египетско-хеттский мирный договор 1278 года до нашей эры — древнейшее из сохранившихся дипломатических соглашений подобного типа. Как показали исследования историков, он оказал определяющее влияние на развитие дипломатии Древнего Востока и античного мира в качестве образца для составления документов и организации процесса переговоров. И поныне дипломаты обмениваются экземплярами договоров, пусть и на бумаге, а супруги президентов и монархов способствуют укреплению добрососедских отношений между странами.
Нравится статья? Поблагодарите журнал и Павла Бурундукова подарком, указав в комментарии к нему назначение "Для Павла Бурундукова".