Охта – старейший район, с которого Петербург и начался, долгое время оставался в статусе пригорода по простой причине – отсутствия постоянной переправы через Неву, которая бы соединяла этот район с центром города.
Моста не было, люди переправлялись по старинке – на лодках. Причем сами перевозчики всячески препятствовали планам по наведению постоянной переправы в этом месте. А планы то обсуждались постоянно, начиная со времени правления Николая I. Но так и оставались планами до тех пор, пока не произошла страшная трагедия.
В канун Пасхи 1907 года сезон лодочных перевозок уже открыли, несмотря на еще продолжающийся ледоход с Ладоги. И произошла катастрофа в стиле «Титаника». Ветхое суденышко «Архангельск» столкнулось с льдиной, ему пробило борт, винт отказал, судно накренилось и почти мгновенно затонуло. Погибло 39 человек на глазах у толпы по берегам Невы.
Это заставило форсировать строительство моста. Победителем ранее проведенного конкурса на лучший проект моста, соединяющего Охту с центом города, являлся проект инженер-полковника Кривошеина с девизом «Свободу судоходству». Закладку моста произвели в 1909 году. Кривошеин был назначен главным инженером проекта.
Конструкции моста были изготовлены в Польше фирмой «Рудзкий и К°», а Петербургский Металлический завод изготавливал разводной пролёт и все механизмы моста.
26 октября 1911 года произошло торжественное открытие моста Петра Великого.
Церемония открытия:
Мост – трехпролетный, средний пролет разводится. В башнях размещается электромеханическое оборудование для разводки моста.
Мост за прошедшее с момента постройки столетие изменился мало.
Современное фото почти с того же места (пешеходный переход отсутствует, а автомобили присутствуют, поэтому сбоку):
Другие фотографии моста:
Параллельно с официальным названием мост еще всегда называли Большеохтинским.
Табличка на мосту с названием, хотя насколько я помню, в начале 2000-х годов мосту пытались вернуть его официальное первое имя и называть мостом Петра Великого.
Но почему-то он так Большеохтинским и остался.
Большеохтиский мост не похож на остальные мосты Петербурга – он монументальный, металлический, урбанистический, очень характерный. Из других известных мостов мне он больше всего напоминает Бруклинский мост в Нью-Йорке. Большеохтиский мост, безусловно, давно стал одним из символов Петербурга.