Чем больше узнаёшь музыку, тем больше удивляешься - сколько в ней тем, сюжетов, образов. Как в жизни отдельного человека, так и в жизни всего человечества не бывает ничего лишнего, устаревшего, изжившего себя.
По-прежнему, как и в старые времена, поёт в произведениях композиторов волшебная лира Орфея. Над ними время не властно: здесь нет забвения, здесь царствует вечность. И примечательно то, что на заре цивилизации, в античной Греции, фантазия людей поставила у истоков всех искусств Мнемозину - богиню памяти. Существует даже такое предание: вблизи пещеры Трофония (предсказателя человеческих судеб) находились два источника, имеющие названия Лета и Мнемозина. Испивший из первого источника забывал свою жизнь и её тяготы, испивший из второго запоминал всё, что видел и слышал. Лета и Мнемозина - также имена греческих богинь: богиня забвения Лета уносит воспоминания о земном и преходящем; богиня памяти Мнемозина даёт человеку великую силу - увековечить каждое мгновение жизни. Именно Мнемозина стала матерью всех девяти муз, покровительствующих искусствам, передав им в наследство самую поразительную способность, отличающую искусства и поныне. Это способность наделять бессмертием всё, к чему они прикасаются.
Каждую весну и лето на склонах Геликона, там, где словно музыка журчат священные воды Гиппокрены, возле Кастального родника, Аполлон ведет хоровод с девятью музами. Вечно молодые, вечно прекрасные дочери Зевса и Мнемозины (богини памяти) — постоянные спутницы Аполлона. Аполлон всегда сопровождает хор муз игрой на своей золотой кифаре. Увенчанный венком из листьев лавра, прекрасно предводительствует он хором всех девяти муз: Талия, Эвтерпа, Мельпомена, Эрато, Терпсихора, Клио, Урания, Полигимния, Каллиопа. Их хор звучит так торжественно, что вся природа старается услышать все, до единого звука. Залитые потоками золотого света, пляшут боги под звуки кифары. Так творится сама жизнь людей в красоте ремесел и искусств.
Полотна живописцев, пламенные стихи, запечатлевшие живой когда-то жар сердца - всё это чудеса, подаренные нам искусством. Ушли в небытие столетия, люди и их дела, но осталось неповторимое ощущение времени, в котором нам не довелось жить. И именно в сегодняшнем эмоциональном переживании заключено главное доказательство того, что искусство несёт в себе не механическую память, а именно душу времени. Прикосновение к этой душе, как к великой загадке, вновь и вновь вдохновляет поэтов и музыкантов, и они обращаются к вечным темам и образам, "примеряя" их к современности.
Так столетия ведут свой неторопливый разговор.
Это разговор равных: ведь в искусстве, в отличие от других видов деятельности, нет примитивных эпох. Каждая дала свои образцы непревзойдённой силы и величия: и блистательная АНТИЧНОСТЬ, и озарённое духовностью СРЕДНЕВЕКОВЬЕ, и любознательное ВОЗРОЖДЕНИЕ, и гармоничный КЛАССИЦИЗМ, и мечтательный РОМАНТИЗМ. Есть своё величие и у музыки нашего времени, пока не имеющей собственного названия, кроме - СОВРЕМЕННОСТЬ.
Человечеству, как и отдельному человеку, нужна вся музыка - и та, что звучит сегодня, и та, что создавалась в предшествующие века. Чем больше "миров" открыл для себя человек в искусстве, тем более яркими гранями раскрывается перед ним жизнь. Ведь в сотни раз богаче и драгоценнее каждый её миг, если он озарён светом любви и восхищения всех воспевших его в своих стихах и своей музыке.
Иоганн Пахельбель (1653 — 1706). Канон ре мажор
Эту запись послушали пять миллионов человек
Бетховен (1770— 1827). Симфония № 9
93 миллиона просмотров
Вивальди (1678—1741). Времена года
193 миллиона просмотров
Думаю, эти цифры говорят сами за себя...
Лит.: Науменко Т.И. Музыка.