Если коротко, то с 698 до 926 гг.н.э. там, где сегодня граничат Китай, КНДР и Россия (Приморский край) существовало государство с пятью столицами, источниками в корейской государственности, китайских технологиях и тунгусо-маньчжурским этносом. Ну а подробнее я могу рассказать в основном следуя монографии Дьякова О.В. Государство Бохай археология, история, политика. 2014, другая литература в конце, ссылки даю в квадратных скобках бла-бла-благодарности кстати всем, кто меня погружал в тунгусоманьчжуроведение и отдельное спасибо корееведам Константину Асмолову (за разговор и чай) и Вадиму Акуленко (за скепсис и литературу, которую я ещё не успел, правда, почитать)
Исторический контекст
Предлагаю потратить на исторический контекст довольно много времени. Во-первых, потому что про него известно довольно много. Во-вторых, государство Бохай обязано своим существованием ряду событий в близлежащих государствах. В-третьих, это просто интересно. Поочерёдно рассмотрим, что происходило до, во время и даже немного после существования Бохая на юго-западе (Китай, династия Тан), юго-востоке (корейские государства), северо-западе (кочевники-кидане), северо-востоке (племена мохэ).
Танский Китай
при Тайцзуне (правил 626-649) Китай укрепляет свои границы и вообще становится сильной централизованной империей. В конце 7 в.н.э. у власти находится У Цзэтян, известная своим коварством бывшая наложница императора. Известный военный деятель Ань Лушань (в конце карьеры поднявший восстание, но был убит) был варваром. Во время Тан покорены тюркские Западный и Восточный каганаты, корейское государство Когурё.
С переменным успехом развивались даосизм, буддизм, конфуцианство (последнее — особенно в позднем Тане, с середины IXв. всё другое, включая буддизм, несторианство, зороастризм, манихейство и иудаизм даже подвергается гонениям)
Столица находится в Чанъани (население этого города в сер.XIIIв. достигает 2 млн.чел., что в два раза больше населения Византии, а общее население Китая — до 70 млн.чел.), на юге, что в т.ч. обусловлено вторжениями «варваров» с севера. Китай постоянно ведёт войны с киданями и си на севере, тибетцами на западе, терпит в 751г. поражение от мусульманской конфедерации. В конце династии Тан (сер.-кон.Xв.н.э.) Китай терпит поражения во Вьетнаме, от киданей, происходит тюркский переворот, в 960 г. приходит к власти командир дворцовой гвардии, основавший новую династию — Сун (хотя там ещё несколько лет царила междоусобица, что вообще нормальное явление для «условно Китая»)
Некоторые технические достижения Китая до династии Тан: треугольные сошники, отвал плуга, культивирование риса-проса-ячменя-сои, брожение, тофу, использование соли, палочки для еды, пароварка, вилка, лапша, туалетная бумага, колокол, китайский футбол, игра го, компас, кормовой руль, джонки с переборками, каменный арочный мост, рыболовная катушка, арбалет, катапульта, цветное ткачество, лак, ременная передача, хомут, сеялка, сталь, стремя, тачка, гидравлические меха, шёлк, бумага, отрицательные числа, музыка семи ступеней (лидийский лад), сейсмометр, тушь, государственные экзамены
…и уже собственно при династии Тан изобрели: глазурь (были популярны три цвета: красный, зелёный и жёлтый), фарфор, книгопечатание, брошюровку книг, часы с анкерным механизмом, шверц, бумажные деньги, игральные карты; развивается чайная культура, используют нефть для факелов, придумали жуткое бинтование ног женщинам.
Чувствуется, что с юго-запада Бохай подпирала китайская империя с технологиями, мощной культурой и часто сильной армией. Давайте отправимся теперь на восток и увидим Корейский полуостров. С государственностью в этих местах было непросто, начнём от печки и галопом проговорим про основные государства на протяжении полутора тысячелетий
Кореи
к IVв.до н.э. из городов-государств на севере Корейского полуострова с примыкающей частью Маньчжурии образуется государство Кочосон «Древний Чосон» (об этнической принадлежности непонятно, возможно это были тунгусо-маньчжуры), а на юге — государство Чин. Кочосон в 109 г.до н.э. пал под натиском Китая, и там образовались несколько китайских провинций, а к 313 г.н.э. вся территория была завоёвана государством Когурё. Чин же развалился, и в том числе при значительных миграциях с севера, связанных с уничтожением Кочосона, образовались три союза племён: Чинхан (12 племён), Пёнхан (12 племён) и Махан (54 племени), которые позже объединились в федерацию Самхан («Три хана»). в сер.Iв.н.э. союз Чинхан преобразовался в государство Силла, Пёнхан в кон.IIIв.н.э. преобразовался в союз племён Кая (в 562г.н.э. его завоевало Силла), а Махан поглотило государство Пэкчэ. Собственно не считая кучи мелких государств Силла, Пэкчэ и Когурё довольно долго сосуществовали, соперничая друг с другом, особенно часто воевали Силла и Пэкчэ. Все государства взаимодействовали с Японией («царство Вэ», вроде чаще дружили, но когда японцы начали допекать набегами, то в 295г. силлаский правитель даже готовил план вместе с Пэкчэ напасть на Вэ морем, но придворные отговорили его, сказав, что уж мы-то знаем редиску Пэкчэ, которое при первой возможности…) с сер. IV в. Когурё начинает воевать с Пэкчэ, и Силла частенько помогает вчерашнему врагу. Если это вам кажется странным — почитайте про эпоху враждующих царств в Китае.
Вот несколько выдержек из хроник корейских государств для ощущения инсайда:
— в 502г.н.э. были запрещены человеческие жертвоприношения. Уже используется бык для пахоты
— во 2й пол VI расцветает буддизм, даже принимался закон, запрещающий убивать живые существа
— в 550г весной, когда в первом месяце Пэкче отняло у Когурё крепость Тосаль, а в третьем месяце Когурё захватило пэкческую крепость Кымхён, ван, воспользовавшись усталостью войск обоих государств, приказал ичхану Исабу выслать против них войска и занял обе крепости, в которых поднял (достроил) стены и оставил для охраны тысячу латников.
— с 600г. Силла дружит с Суйским Китаем, соответственно с 621 — с танским
— 8в в Силла не принимали послов Японии
— начало 9в — Силла шлют послов в Бохай
— в 927г ван Хупэкчэ нападает на столицу Силла, заставляет покончить с собой вана, насилует его жён и наложниц. Ван Корё спешил на помощь, но не успел, соболезнует новому вану (поставленному пэкчэсцами)
— 930 все перемётываются к Корё, включая вана из Силла
— Силла и Корё встречаются в 931 «Раньше приезд Чин Хвона был подобен нашествию шакалов и тигров, а ныне прибытие князя Вана похоже на встречу с родным отцом и матерью»
— 935г Силла очень мило вручили своё царство Корёсскому вану (обженились и ваще)
— но, конечно, с Китаем они дружили больше, который при династии Суй в нач. VII в. предпринял три корейские компании (против Когурё и Пэкче), не увенчавшихся успехом (и, возможно, из-за них вообще династия пала, сменившись династией Тан в 618г.) В 642г. после переворота новый когурёсский правитель Кэсонмун, веря в перемирие с Китем, начал войну с Силла, правители которой, в свою очередь воззвали к китайскому императору о помощи. В 645 г.н.э. китайское войско, включая союзные отряды киданей, татабов, тюрков и мохэ (мохэ или мукри потом успели повоевать и за Когурё, и вообще, запомните их) победоносно прошлось по землям Когурё и короче разнесли их, хоть и ненадолго. Вообще в сер.VII образуется ситуация Китай+Силла VS Когурё+Пэкчэ да-да, корейские историографы считают эту ситуацию национальным предательством, но мы-то не очень любим такие всякие выводы, и при участии огромных армий и флотов сначала Китай завоёвывает Пэкчэ (660г.), а следом и Когурё (668г.). Силла, естественно, боится такого развития ситуации и начинает партизанить против Китая: с 670 до 678 годов продолжались Силла-Танские войны, после которых китайцы отстали наконец от корейцев, а «объединённое Силла» стало доминировать на бо́льшей части Корейского полуострова. Собственно не доминировало оно только на Севере полуострова, а также прилегающей территории, включая Маньчжурию, которые остались не у дел. Там-то и возникнет государство Бохай.
Так, мы почти подготовились к вопросу про Бохай с юго-востока, если кому-то нужно продолжение (что же случилось после Бохая?), то потом образовались три поздние корейские государства: Тхэбон, Хупэкчэ («Позднее Пэкчэ») и Силла, которые к 938 г. покоряются образовавшемуся в 918 г. на севере государству Корё (правитель сознательно его назвал в честь Когурё) которое просуществовало до 1392 (хоть и пришлось монголам даньку платить), сменившись династией «Чосон». То есть Бохай урвал территорию хронологически между Когурё и Корё.
Давайте теперь поглядим на Запад — на протомонголов киданей.
Кидане
Собственно древними монголами киданей считают предположительно (ещё вариант, что они были тюрками, да и мало ли кем?… язык особо не расшифрован). Кстати именно кидани дали Китаю русскоязычный экзоэтноним. Зато то, что они кочевали — факт. Их предками считают обычно дунху и сяньби. Делились на 8 знамён/кочевий. С IVв.н.э. они довольно последовательно тревожат северные рубежи Китая, иногда платя дань, иногда нападая вновь. В 553 г. их довольно сильно потрепали регулярные китайские конные войска, после чего они вошли в состав тюркской империи и Когурё. С VIIв.н.э. они союзничают то с мохэ против Китая, а то, наоборот, с Китаем против кого-нибудь. В конце VIIв. кидане оборзели (в частности разбили 170-тысячное войско в 697г.) и Китай в союзе с тюрками, татабами и короче с кем только могли разбили киданей в 699г. Мир пытались скрепить браками, там ещё всякая внутренняя борьба, кто за Китай, кто против… то кто-нибудь поднимет восстание, то, наоборот, пока идёт война, подарками задаривают. И так вся первая половина VIIIв.
Вторая прошла вообще довольно мирно, проводились племенные реформы и кидане, казалось, утихли. В IXв. приходилось соседничать с уйгурами (с которыми то пытались дружить, то дрались на радость Китаю). В начале Xв. Елюй Амбагай объединяет 8 киданьских племён, объявляет себя императором, давая начало династии Ляо, которая заняла к XIв. огромные территории, потеснив сунский Китай сильно на юг (а ещё он дань платил, чтобы выжить). Сунский Китай только и жил надеждой на изгнание киданей-Ляо с китайских земель и в 1125г. это удалось — пришли чжурчжэни, которые с помощью Сун вытеснили Ляо на запад. Кстати, чжурчжэни основали свою династию Цзин и тоже попёрли на Сун, но это уже совсем другая история.
Такие вот ребята кочевали на северо-запад от Бохая, остался северо-восток, так? Наконец-то разговор подходит к тунгусо-маньчжурам.
Тунгусо-маньчжуры
Про тунгусо-маньчжуров тысячелетней давности известно вообще довольно мало. Бо́льшая часть сведений черпается из более поздних источников, а также благодаря стараниям археологов (см.Дьякову, она подробно пишет), лингвистов и т.п.
Откуда взялись тунгусо-маньчжуры, не совсем ясно. При том, что по культуре и антропологическим чертам чаще говорят о том, что они выходцы из Забайкалья, лингвистической прародиной (напомним, что это тот ещё конструкт!) считают среднее течение Амура, примерно там, где сейчас граничат ЕАО и Хабаровский край и время расхождения эвенкийского и маньчжурского примерно 2000 лет, то есть на рубеже нашей эры тунгусо-маньчжуры могли быть единым племенем где-то на Амуре.
Китайские (и корейские) источники называют племена мохэ или мукри как этнос, проживавший на территории Маньчжурии и Приамурья. Его обычно и считают тунгусо-маньчжурским. Известно, что даже при существовании Бохая часть племён мохэ — чёрные мохэ — продолжали вести «дикий» образ жизни. Собственно они скорее известны как таёжные жители (я как-то для себя считаю их предками неманьчжурских тунгусо-маньчжуров. то есть нанайцев, ульчей, ещё севернее и восточнее наверно проживали и тунгусы — предки эвенков, эвенов) а примыкающая к кочевникам-«монголам» часть тунгусо-маньчжуров, видимо, также начинает кочевать и уже под именем чжурчжэней они фигурируют как кочевники (и, как известно, захватывают Китай в сер.XIIв.н.э., а ещё потом трансформируются в маньчжуров и правят Китаем несколько столетий)
Присущими признаками тунгусо-маньчжуров VI-X в.н.э. считают:
— культуру керамики «с валиком»
— отдельные слова сопоставляются с современными тунгусо-маньчжурскими языками
Отдельной мыслью выплесну вот ещё что. Многие историки считают Когурё также тунгусо-маньчжурским государством (и даже в названии Ко-гурё «высокое гурё» можно рассмотреть при желании тунгусо-маньчжурское слово gurun, по сей день существующее в ТМЯ, например, в нанайском гурун— 'люди, народ'). Что ж, тем увереннее можно говорить о долгой истории тунгусо-маньчжурских государственностей. Но пока это выходит за рамки заявленной темы (государство «Бохай»), накопаю достаточно материала — расскажу. Тем более что мне тут подкинули ещё литературки…
Например, такую картусовременного расположения тунгусо-маньчжурских народов я как-то нарисовал (это населённые пункты с преобладанием тунгусо-маньчжурского народа согласно переписи РФ 2010г., немного странный метод, но другие тоже не оч понятные, например, куда девать 10 млн. маньчжуров, которые не говорят по-маньчжурски и довольно давно ассимилировались под ханьцев-китайцев?….)
Литература
(даётся не по ГОСТу, но вполне искабельно)
Ким Бусик. Самгук саги ("Исторические записки трёх государств")
Дьякова О.В. Государство Бохай археология, история, политика. 2014
Классическая проза Дальнего Востока (из серии «Библиотека всемирной литературы»), 1975 // Вступительные статьи Б.Рифтина к книге и разделам
Каталог гор и морей (Шань хай цзин), пер., предисловие, комм. Э.М.Яншиной 1977