Найти тему

Шизофрения идет из семьи?Модель М. Боуэна.

Шизофрения. Одна из самых, если не самая, загадочная болезнь. Сколько ученых, врачей и психологов искали ей объяснение, пытались найти адекватные методы лечения. Где только не искали, что только не выдумывали. Да так и не нашли точного ответа. Более-менее похожий на правду, близкий, но далекий, ответ о системности этого заболевания. Наверное, так оно и есть.

Нам сейчас интересно посмотреть на представления, или точнее сказать на модели шизофрении, которые создавались различными, даже иногда диаметрально противоположными направлениями психологии и психиатрии. Их гипотезы очень необычны, в каждой есть зерно рациональности, когда ты читаешь и думаешь: «а действительно, может так и есть». И мы будем понемногу разбирать разные модели и размышлять, что все-таки больше похоже на правду, по нашему мнению.

Сегодня у нас модель Мюррея Боуэна (1913-1990), представителя системного подхода к семье и бывшего психоаналитика. Представление о том, что семья как-то влияет на возникновение и течение заболевания (или патогенез), еще до него выдвинули другие представители психоанализа – Р. Лидз и Т. Лидз. Поскольку в психоанализе мать – это довольно весомая фигура, то и тут без нее не обошлось. В общем, по их мнению, решающий фактор развития шизофрении – это симбиотические отношения с матерью, т.е. отношения зависимые, в которых сепарация ребенка, необходимая для нормативного развития не произошла. Идеи Боуэна были близки.

Итак, из модели Боуэна следует, что возникновение болезни есть разрешение конфликта между естественным процессом взросления ребенка (подростка, юноши) и потребностью сохранить симбиотические отношения с матерью, т.е. остаться ребенком. Но помимо матери, он еще упоминает отца, не выключая его из этих отношений и даже наоборот, говорит о том, что психические расстройства могут быть следствием не только нарушения эмоциональных отношений между матерью и ребенком, но и отношений между обоими родителями.

В чем был Боуэн первый, а в том, что он стал работать не только с самим пациентом, но и с его семьей. Для того, чтобы провести свои исследования, он приглашал больного ребенка вместе с семьей пожить в стационар. Семьи там жили, ухаживали за ребенком, а он за ними наблюдал. Смотрел как они общаются между собой, как они работают, играют, едят, в общем, как они совместно существуют. И в следствие своих наблюдений, он выдвинул такой термин – «недифференцированная семейная «Эго-масса», т.е. семьи, для которых характерны недостаточная автономность и разграниченность отношений, нечеткость семейных правил и норм, отсутствие прямых и ясных коммуникаций.

Еще одна интересная идея Боуэна, которую хочется рассмотреть. Это идея накопления патологии в трех поколениях. Что это значит? Незрелые, инфантильные родители рожают ребенка. Эта незрелость ведет к тому, что ребенок становится зависимым от матери. В следующем поколении, незрелость и зависимость только усиливаются. А в третьем поколении, рождается до такой степени незрелый и инфантильный ребенок, что у него возникает угроза заболеть.

Почему так? Типично, когда в отношениях один партнер ведет себя как неприспособленный и беспомощный (по Боуэну это чаще отец), тогда другой партнер ведет себя как через чур ответственный и прилежный (мать соответственно). Такая через чур ответственная мать, переживает рождение ребенка очень глубоко, считая, что она производит на свет совершенно беспомощное и абсолютно зависимое от нее существо. Причем, при рождении других детей таких переживаний может не возникнуть.

Далее, что важно для развития патологии, это требования матери:

Неосознаваемое (эмоциональное) – чтобы ребенок никогда не стал взрослым и зрелым, чтобы он навсегда остался с ней.

Осознаваемое (вербальное) – призыв к самостоятельности и взрослости.

Чем более слабым, регрессивным и несамостоятельным является ребенок, тем больше он реагирует на эмоциональные требования матери, игнорируя при этом вербальные. Потому что оба эти требования, понятно, выполнить нельзя. В результате, этот ребенок посвящает свою жизнь матери, теряя при этом себя, теряя способность быть самим собой, у такого ребенка не возникает чувства собственной идентичности, он не знает своих желаний, у него нет собственных убеждений, его психическое развитие затормаживается. Естественно, мать заботится о нем, о его нуждах, о питании, об одежде, но только не об эмоциональном развитии. И по мере взросления, необходимость большей самостоятельности и сепарации, приводит к угрозе симбиозу, в котором и у матери, и у ребенка очень высока потребность.

Боуэн считает, что для пациента способом разрешения такой ситуации, является ни что иное как психоз. Потому что ребенок превращается в беспомощного больного, которому очень нужна мама. Он даже отметил, что психоз вообще не редко начинается у пациентов в моменты, когда они производили попытки самостоятельной жизни.

Ну и напоследок, о том, что выявил Боуэн в результате своих исследований. А выявил он типичную схему взаимоотношений: это сверхстарательная, доминантная мать, беспомощный ребенок – пациент, и неспособный принимать решения отец, который вообще выступает как периферическая фигура. Поэтому в своей терапии Боуэн уделял много внимания эмоциональному разрыву между родителями несмотря на то, что этот разрыв очень активно отвергался обеими сторонами.

-2

Такая вот системная семейная модель шизофрении. Но не стоит принимать все слишком категорично. Не достаточно одной доминантной матери в семье, чтобы у ребенка появилась шизофрения. Да и вообще, чего-то одного недостаточно. Очень много факторов должно совпасть, и мы к этому разговору еще вернемся. Но в любом случае, семья, отношения между родителями, между матерью и ребенком, между отцом и ребенком, очень и очень важны для психического здоровья человека – как ребенка, так и взрослого. Это нужно помнить.