В первой статье о детской самооценке мы рассмотрели влияние похвалы и критики. А сейчас поговорим о границах возможностей ребёнка и его знании о своих сильных сторонах.
Каждому – по возможностям!
Когда вы предлагаете ребёнку задание, постарайтесь трезво оценить степень его сложности. Если для вас дело кажется простым, то для детей (особенно – в первый раз) какое-то действие может быть очень трудным.
Ваше чадо также должно научиться определять рамки собственных возможностей, ведь если ребёнок станет пытаться совершить что-то непосильное для него, это понизит его самооценку и вызовет страх неудач. Такие детки сознательно выбирают суперлёгкие задачи, чтобы снова не столкнуться с неприятным поражением. Что не очень полезно для их развития.
А если давать ребёнку только лёгкие задачи и захваливать его за их выполнение, у него возникнет иллюзия, что он может добиться всего без малейших усилий (завышенная самооценка). И когда при решении задачи придётся использовать терпение, большую смекалку или силу воли, дитя может столкнуться с неудачей и пережить резкое падение самооценки.
Удачи и неудачи формируют отношение ребёнка к своим умственным и физическим способностям, влияют на веру в себя и закладывают основы оптимистического или пессимистического мышления.
Верьте в ребёнка и в то же время осознавайте рамки его ресурсов! Если видите, что на данный момент он действует на границе своих возможностей, можно ему немного подсказать. Тогда у него будет стимул для расширения его умений.
Кроме успехов есть ещё характер и внешность!
Оценка внешности может формироваться как в положительном, так и в отрицательном ключе. Поэтому старайтесь с самого раннего возраста подмечать у ребёнка его красоту и рассказывать ему, какая славная у него улыбка, очаровательные глазки.
Адекватная оценка характера позволяет детям чувствовать себя цельными личностями. Когда ребёнок проявляет положительные черты характера, отметьте это. Когда он удачно пошутил, скажите, что вам нравится его чувство юмора. Дитя делится шоколадкой – подчеркните его щедрость.
Сравнениям нет!
Избегайте сравнения ребёнка с окружающими (лучше или хуже кого-то). Каждый из нас должен сравнивать себя с прошлым собой, насколько мы стали лучше себя прежних.
Иначе малыш рискует прожить жизнь, оглядываясь сначала на соседских детей и одноклассников, потом – на коллег, вместо того, чтобы опираться на собственные сильные качества и сознательно «выращивать» их.
Знания – сила!
Ребёнок должен твёрдо знать, какие у него сильные стороны, и гордиться их наличием. Хорошо, когда малыш знает, что он справится с конкретной задачей, используя конкретную черту характера. Например, одно дело он решит благодаря терпеливости (освоение прописи), другое – благодаря общительности (при знакомстве), а третье – благодаря находчивости.
Как корабль назовёте…
«Слабые» качества лучше рассматривать с разных углов. Пугливость может превратиться в осторожность, стеснительность – в вежливость. Пусть ребёнок знает, что одно и то же качество имеет как минимум две стороны.
Конечно, такой подход легче применять тем, кто сам хорошо себя изучил. Но тут лучше поздно, чем никогда, согласны? ;)
Ждите мини-тест на детскую самооценку и ещё пару советов в следующей статье, а пока подписывайтесь на канал, и до новых встреч!