Найти в Дзене
Глафира Летова

Вредим собственным детям? Не может быть!

Как часто благие побуждения родителей наносят серьезный вред ребенку? Вопрос, на первый взгляд, очень странный… Ну как могут люди, которые так ждали этого малыша, разговаривали с ним, когда он был еще в утробе, плакали от счастья в момент его рождения, причинить ему вред. Особенно если родители полны решимости воспитать «настоящего» мужчину или «настоящую» женщину. Мы же искренне верим в то, что только «настоящие» могут быть по-настоящему счастливы.

Что же мы вытворяем с эмоциональной сферой собственных детей?

На детской площадке в большом микрорайоне идет веселая детская возня. Все счастливы и довольны, все заняты своими делами. Дети от души веселятся, учатся играть, заводить знакомства, верить и доверять, определяют свою роль в доселе незнакомом социуме, родители – расслабленно наблюдают за своими чадами, готовые, однако, в любой момент броситься их спасать. И вот, между двумя малышами вспыхивает ссора, которая заканчивается отобранной игрушкой и жесточайшей обидой. Малыш, лишенный такой нужной и важной для него вещи начинает плакать. Барабанная дробь... вот она, кульминация! Что слышит от любящей мамы будущий «настоящий» мужчина/женщина? Вариантов не много:

· перестань плакать, ты же мальчик (мужчина не плачет);

· не злись, это нехорошо;

· ничего страшного, пусть он/она поиграется;

· нельзя/нехорошо быть жадным;

· почему ты не возьмешь свою игрушку, бояться нехорошо (неправильно).

А вот вариаций подобных наставлений может быть множество, только суть их одна – мы с легкостью и так, между прочим, обесцениваем детские эмоции и накладываем на них свой родительский запрет. И речь не идет о воспитании только лишь мальчиков, ровно то же самое происходит и с девочками, только «запрещалки» звучат несколько иначе.

Что слышат наши дети в такой ситуации?

· то, что ты чувствуешь, мало что значит;

· я, родитель (авторитетный и значимый человек в жизни ребенка), недоволен тем, что ты сейчас испытываешь и как ты это демонстрируешь;

· эмоции гнева, страха, злости или печали относятся к «плохим» эмоциям и чтобы быть хорошим (читай, чтобы тебя любили) ты не должен испытывать ничего подобного.

А вы когда-нибудь пытались представить, что они при этом чувствуют? Поверьте, это вовсе не детское разочарование в самых близких для него людях. Это предательство со стороны людей, которым верили и на помощь которых искренне надеялись. Это и непонимание, растерянность, вина перед взрослыми за неоправданные надежды и много чего отнюдь не позитивного.

И пусть они, в силу возраста, не осознают этого, не могут прислушаться к себе, но уж выводы из этого они точно сделают. И вот эти самые выводы вовсе нас, родителей, не порадуют. Единственное, чего они никогда не смогут сделать – это сделать нашего ребенка счастливым!

Ребенок «закукливается», уходит в себя, учится лгать и лукавить, изображать из себя того, кем он на самом деле не является (взрослые ведь просят именно этого), нормальные человеческие эмоции заменяются деструктивными:

· злость, которая призвана научить отстаивать свои границы, заменяется обидой или чувством вины;

· вместо печали ребенок демонстрирует гнев и раздражение;

· страх, который. По мнению родителей, не должен испытывать «хороший и правильный» ребенок, демонстрируется, как эмоция злой радости, именно она впоследствии формирует пристрастие к любым рисковым занятиям (и мы говорим об адренозависимых людях).

Все мы люди взрослые и с высоты своего жизненного опыта можем точно сказать, что невозможно подавлять свои чувства и эмоции до бесконечности, они обязательно найдут выход в том или ином варианте. Но вот ни тот, ни другой вариант не будет отличаться конструктивностью. Ну не может такой человек правильно проявлять свои эмоции, не умеет он с ними справляться, не научили его в детстве! А если к этому добавляется осуждение себя за такое неумение… бедаааа…

Почему же, с таким маниакальным упорством, мы продолжаем следовать стереотипам, и ориентируемся на внешнее, непонятно кем придуманное понимание правильности и неправильности?

Очень важно осознать, что речь не идет о норме в виде ора и сумасшедших истерик, как способе выпустить злость или недовольство. Умение проявлять эмоции и справляться с ними является таким же навыком, как, например, умение держать ложку или завязывать шнурки. Задача родителя дать понять своему ребенку, что все происходящее с ним понятно, объяснимо и очень важно. Что вы готовы выслушать и поддержать его, а любую ситуацию можно разрешить и сделать это лучше вот так.

· вы видите/чувствуете, что сейчас ребенок боится/злится/напуган и т.д.;

· вы прекрасно понимаете, что вызвало такие эмоции;

· более того, это не является чем-то особенным, ведь все люди (и вы, в том числе) иногда испытывают злость/страх/разочарование;

· просто с этим состоянием надо научиться справляться и вы готовы научить это делать.

Научите ребенка отпускать обиды и прощать людей, находить в себе силы (или источник этой силы, которым можете быть именно вы, родители), чтобы победить страх, выработайте навык, благодаря которому ваш ребенок будет радоваться победам других и поддерживать их в случае неудач.

Только у счастливых родителей вырастают счастливые дети! Если вы чувствуете, что сами испытываете сложности с проявлением эмоций, не бойтесь учиться этому вместе с детьми!