Читаю статьи об образовании, споры родителей, учителей и чиновников, ну и детей - они между собой также высказывают свои мысли о школе, о системе, т.к. в век интернет ничего уже не скроешь.
Так вот, хочу ответственно и уверенно заявить, что нашим детям, начиная со средней школы (началку не трогаю) категорически не хватает настоящей практики, работы руками, проверки теории опытами и просто трудов с табуретками. И именно в этом есть соль воспитания будущего страны, будущих думающих профессионалов. Лидеров России...
Факты:
- школа, как и мы, все живёт в эпоху интернет, в эпоху навыков поиска информации под решение задачи, в эпоху плагиата (для ленивых), в эпоху тестилок и т.д.
- значит, школа стремительно теряет свою значимую роль как единственно верного источника знаний, а учитель теряет роль уважаемого гуру, даже, если шикарно знает свой предмет и как личность уважаем.
- абсурд обостряется на том фоне, что наши школы в основном пусты (большая часть), а строительные коробки и красоты ремонта с пищеблоком - это не показатель. Пусты и не наполнены главным - возможностью практиковать, вести лабораторные работы, опыты, экспериментировать, двигаться, проверять и т.д. и т.п. Классы-то до сих классические в плане возможностей организации пространства (глаза в затылок, психология - сидеть, не двигаться).
- абсурд еще и в том, что именно школа как здание, как территория, как общественное место и мощь в части аудиторий, классов может это себе позволить - объединить нужные ресурсы. Сделать то, что не может каждый родитель и ребенок сделать у себя дома. В этом и есть фишка интереса идти в школу и познавать то, что не сможешь сам в домашних условиях.
- если школа со своими программами обучения (вернее, министерство просвещения теперь) пойдет именно по пути практики, передачи знаний через практику, то это и есть почва для усиления статуса среднего образования, статуса учителя, мотивации ребенка на учебу.
А что происходит сейчас, и как можно доказать, что именно в этом причина упадка и нещадного отставания школы от потребностей общества - общества развития, конечно, а не болота и потребителей.
Доказательства таковы:
- % лучших, подающих надежды для статистики школ, учеников, уходящих после 9-го да 11-го класса в СПО, растет... Это не только тупой, не развивающий мозг и мышление, ЕГЭ их туда толкает, а то, что они понимают и видят на примерах сотоварищей, как те поменялись. Поменялись, потому что окунулись в практику, их допустили до роботов, до практических работ руками и проверкам как это все работает, в отличии от школ с их бла-бла и презентациями только.
- Презентации и различные доклады, красоты папок и т.д., чем сейчас увлекаются сами чиновники, выкручивая нервы учителям, воспитателям (готовят за свой счёт макулатуру), не имеют смысла с точки зрения развития навыков в том же ФГОС... Когда нет практики. Соответственно - часы идут по программе, ребенок не развивается, разве для более уверенных и болтливых - заработать оценку. Но это же не показатель знаний. Мы сейчас уже пожинаем плоды работы таких презентаторов: дипломы не их, исследований не было, а высшее образование типа есть. Писари, гуманитарии на бумаге.
И приведу пример крупным планом: как может выглядит реальная программа обучения в школе, например, на уроках такой востребованной химии (база для востребованных профессионалов во многих отраслях, вот вам и зарплата и рынок, но дети не сдают химию так, как рынок ждет, не тянут).
1. Через урок - лабораторные работы, реакции, опыты.
2. Между лабами: теория - методы обсуждения, групповой работы, мозгового штурма и пусть смартфоны будут в радость как инструмент и поисковый режим включен. Для дела. Все равно не избежать.
3. Домашнее задание - закрепление и система в учебниках. Именно системные, опорные схемы, правильные и как критерии правильности обучения. Разжевывание под систему доступно уже везде, кто учится, в том числе можно выделять 4. Спец. уроки для консультаций с педагогом.
По существу - 4 формы усвоения знаний, ведущая из которых, практика, которую можно осуществить только в школе.
Вот и зацепка и ответ: зачем каждый день ходить в школу, по существу - работать там, получать общественное обсуждение и усвоение знаний.
Отсюда и ФОТ педагогов и обоснование их коэффициентов за вредность, сложность и т.д. А то смешно, реактивов, оборудования нет в школе, а вот системы мотивации, программа расписаны так, что работа кипит, как будто каждый день лабораторные и реакции проводят... Формализм и несоответствие, значит - профанация процесса обучения. И дети смеются тоже, а значит - не уважают.
А родители все жалуются и жалуются... Смотрите в корень: учителя - заложники системы, менеджмента от образования. Менеджмент не хочет тратить ни копейки на практику, на оборудование на наши налоги. Если закупают что-то, потом молятся на это и боятся сломать. А наши дети так и не получают то, что важно и нужно рынку. А это влияет на их выбор, профессию и успех.
Своевременность практики - вот в чём конёк успеха сегодня, на фоне бесконечной информации, помойки в интернете, неумения наших детей выделять главное от второстепенного и т.п.
А что вы думаете о навыках практики в школе? Или вашим детям достаточно теории и презентаций?