Французский художник Поль Эмиль Шаббас не особенно популярен в России, но его картины украшают залы многих музеев мира. Самые известные полотна Шаббаса посвящены двум его любимым темам – воде и юным девушкам. Переливы струй, водная гладь, прозрачный воздух создают великолепный фон для юных прелестных женщин, чья красота только расцветает. Картины полны света, жизни и нежности, мало свойственной художникам того времени.
Поль родился в марте сто пятьдесят лет назад в Нанте, во Франции. Несмотря на то, что художник работал и жил большую часть времени в Париже, в его картинах видны краски бретонских пейзажей, любимых им с детства. Учителями юноши были известные в то время мастера кисти Робер-Флери и Адольф Бугро. Из их мастерской вышло немало художников, оставивших заметный след в искусстве не только Франции.
В двадцать один год Шаббас получил персональную выставку в Парижском художественном салоне. Современники неплохо принимали его работы, учитывая то, что большинство из них укладывались в рамки морали того времени. Примером могут служить полотна «Поэты на Парнасе», «Портрет леди в красном шарфе», «На реке».
Однако для души художник писал совсем иные картины. «Танец нимф», «Белокурая нимфа», «Купание матери и ребенка» - эти полотна намного более эмоциональны, чем те, что обеспечили художнику в 1900 году золотую медаль Всемирной выставки. Поэтический флер картин Шаббаса не оставлял зрителя равнодушным.
Картина «В сумерках» вдохновила Марину Цветаеву на стих с тем же названием. Вот несколько строк из него :
...Дети — безумцы. Они влюблены
В воду, в рояль, в зеркала…
Мама с балкона домой позвала
Девочку цвета уны. ©
(Марина Цветаева. На картину «Au Crepouscule» Поля Шаббаса в Люксембургском музее)
В центре картины – хрупкая девочка-подросток, она застыла, войдя в прохладную воду, одновременно наслаждаясь запретным купанием и стыдясь нарушения правил. Контраст нежной белой кожи и красноватого сумеречного фона смягчается водной гладью, навсегда запечатывая в рисунке кусочек юной жизни.
1912 год принес маэстро почетную медаль и поначалу небольшой скандал, связанный с его наиболее известной на сегодня работой «Сентябрьское утро». С сегодняшней точки зрения в картине нет ничего вызывающего. Юная обнаженная девушка, стыдливо закрывающаяся от нескромных взглядов, озерная гладь и желтоватые облака.
Однако годом позже, на выставке в США картина вызвала бурю возмущения. Надо сказать, что громы и молнии, которые метал в адрес художника глава общества борьбы с пороком, обеспечили работе такой коммерческий успех, что кое-кто счел возмущение рекламным трюком.
В целом жизнь Поля Эмиля Шаббаса была вполне успешной. Он иллюстрировал книги знаменитых писателей, был академиком и дважды за свою жизнь возглавлял общество художников Франции.