Воронежское акционерное самолётостроительное общество (ВАСО) — авиастроительное предприятие в городе Воронеж. Образован в 1932 году, первым серийным экземпляром предприятия стал бомбардировщик ТБ3.
В первые 20 лет предприятие занималось выпуском военных самолетов, в годы Великой Отечественной Войны, заводом было выпущено более 36000 фронтовых штурмовиков ИЛ-2. С 1947 года начался выпуск штурмовика повышенной манёвренности Ил-10. В это же время ведётся переоборудование завода под производство пассажирского самолёта Ил-12.
В конце 50-х годов ХХ века, началось серийное производство турбовинтовых пассажирских самолетов Ан-10 и военно-транспортных Ан-12, разработанных в ОКБ Антонова.
В 1960 году авиазавод построил серию тяжёлых перехватчиков Ту-128, что позволило предприятию использовать заделы, для организации производства первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. Строительство лайнера началось в 1965 году, а уже 31 декабря 1968 года, самолет совершил свой первый полет, опередив своего Европейского конкурента Concorde на два месяца. Всего в период с 1968 - 1984 годы, на заводе в Воронеже было выпущено 18 лайнеров Ту-144 в различных модификациях.
Одновременно с выпуском Ту-144 велись работы по переоборудованию цехов завода для выпуска первого широкофюзеляжного самолета в СССР Ил - 86. Первый полет выполнен в декабре 1977 года. В начале 80 - х, Министерство Гражданской Авиации СССР, понимая, что проект Ту-144 малоперспективный, принимает решение о закрытие программы, а высвободившиеся производственные мощности передать для выпуска Ил-86.
Всего на предприятие было произведено 106 самолетов этого "семейства", что на сегодняшний день, сделало его самым массовым гражданским лайнеров выпущенным заводом в Воронеже.
В 1986 году начато производство широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера Ил-96-300, но в связи с развалом СССР, машина так и не пошла в серию, и производиться только мелкими партиями, в частности для Специально Летного Отряда (СЛО) России, обслуживающего первых лиц Государства, включая Президента РФ.
С коммерческой эксплуатации в России самолеты Ил -96 -300 полностью выведены в 2014 году. Несколько экземпляров работают в авиакомпании CUBANA, национальный перевозчик республики Куба. Всего по состоянию на конец 2018 года, предприятие выпустило 30 машин.
Последним (на сегодняшний день) самолетом производство которого было развернуто на ВАСО, это Ан-148, первый полет совершил в 2004 году. Перспективы этого лайнера так же под вопросом, об этом читайте в публикации: Ан-148 "Прерванный взлёт".
Не так давно правительство объявило о начале производства самолета Ил-496 (модификация Ил-96-300) в 2019, в цехах Воронежского авиационного завода. Ну, что же, будем надеяться, что он станет самым массовым в истории новой России.
Если публикация оказалась полезной ставьте "лайки" пишите комментарии и подписывайтесь на канал.
Другие публикации по теме: