* Хороший вкус нельзя развить, с ним надо родиться. Обычно им обладают люди, у которых бабушка и мама имели его.
Хороший вкус в каком-то смысле похож на музыкальный слух. Есть люди, которые появились на свет без слуха. И сколько бы родители ни заплатили за занятия в музыкальной школе, за уроки частных педагогов, за спевки в хоре, выдающихся исполнителей, виртуозов из этих детей все равно не получится. Самое большее, на что они будут годиться, -- это стоять в третьем ряду в хоре.
То же самое и со вкусом. Если люди родились в семье, лишенной художественных традиций, всю жизнь сидели на пластмассовой мебели, смотрели телевизор (Что может быть безвкуснее, чем просмотр телевидения вообще!), не читали книг, не ходили в музеи, а слушали дурацкую музыку в исполнении никчемных современных артистов, они навсегда останутся людьми без вкуса, которым нравится китч. И даже если они начнут усиленно с этим бороться, к примеру, пойдут в какую-нибудь школу моды, в корне ничего не сумеют исправить. Смогут лишь научиться каким-то азам. Усвоят законы пропорции, приемлемые цветовые сочетания (к примеру, что черное с белым -- это хорошо), приемы речи (человек со вкусом обязан владеть своим родным языком). Но по-настоящему научиться разговаривать они, увы, не смогут никогда.
* Несмотря на все старания профессора Хиггинса, Элиза Дулиттл, как вы знаете, прокололась на первых же скачках. На балу ученик профессора венгр Золтан Карпати тут же увидел в ней переодетую венгерскую принцессу. И это не было комплиментом. Потому что человек с наметанным глазом понял, что манеры, которые приобрела эта девушка, неаутентичны, ненатуральны, неестественны. Это говорило только о том, что с ней очень много работали.
Да, во время бала она смогла держать себя в руках. Но когда вернулась домой, сразу же стала бросаться домашними тапочками в своего учителя. Устроила истерику, убежала из дому. Где же тут хороший вкус и манеры? Элиза Дулиттл их не приобрела.
* Что же делать людям, которые, тем не менее, хотели бы привить себе хороший вкус? Думаю, ничего. Каждый сверчок знай свой шесток! Не надо во что бы то ни стало стремиться приобрести хороший вкус, это глупо. Думаете, все обязаны вдруг стать прима-балеринами? Зачем? Каждый человек должен жить в том обществе, в котором он вырос. Это его питательная среда. А у нас сейчас очень много людей, которых мы во Франции называем словом «парвеню» (выскочка, человек из средних классов, добившийся доступа в высшее общество. -- Ред.). Парвеню -- это те, кто хочет казаться потрясающим и уникальным, хотя ничего подобного из себя не представляет.
Сколько раз в Москве я встречал приезжих людей, которых отличаю по акценту, по одежде. Всегда спрашиваю их: «Вы давно в столице?» «О-о! -- отвечают они. -- Уже два года!» Я в Париже живу 36 лет и то считаю, что это недавно. Не чувствую себя французом. Даже годы, проведенные там, его из меня не сделали. Конечно, я приобрел определенные манеры поведения, навыки речи, повседневные привычки. Но посади котенка в курятник, он петухом все равно не станет. Подумайте об этом! Такая же история и со вкусом. Золото на цыганке не делает ее шикарной дамой.
* Существует ли универсальное определение понятия «вкус»? Конечно, нет. Потому что оно меняется каждое столетие и даже десятилетие. Мы не можем сравнить вкусы XVIII, XIX и ХХ веков. Каждый раз время преподносит нам что-то новое. Однако есть нечто общее. Например, элегантность. Умение интеллигентно выбрать свой силуэт, цвет, фасоны одежды -- этого никто никогда не отменял.
* Сейчас в моде царит фьюжн. Мода позволяет сочетать одежду всевозможных фасонов и цветов. Единственное, с чем она не согласна, это с возрастом. Огромное количество людей сейчас борются с сединой. Без конца ее закрашивают, чтобы люди не дай бог не подумали, что дело уже к 30. Потом к 40. А затем к 50. Это бесконечные игры, которые ни к чему не приводят. Настоящая глупость! Но реальность сейчас такова, что мы в наш платиновый век остаемся рабами молодости. Потому такое количество ботокса, силикона, виниловых ногтей. Все молодятся, хотят выглядеть гораздо младше своего возраста. Я считаю, что это безвкусно. Лучше выглядеть гламурной старухой, чем старой девочкой.
* Может ли красота спасти мир? Воспитать вкус? Конечно. Но думаю, что мы живем в эпоху декаданса, когда уродство победило красоту. Я уверен в том, что современное художественное искусство очень безобразно, музыка лишена музыкальности, танец не обладает эстетическими качествами. Очевидно, что сейчас мы находимся на переломе времен. Возможно, через 200 лет наша эпоха, по сравнению с той, которая будет еще хуже, показалась бы нам терпимой. Но, тем не менее, нынешнее состояние языка и развития эстетических норм оставляют желать много лучшего. Мы сегодня не впереди нашей цивилизации. Считаю, что пиком ее было античное искусство. И вторым всплеском -- эпоха Ренессанса. А потом началась постепенная деградация, которая продолжается до сегодняшнего дня и уже напоминает зияющую пропасть. Но стараться что-то с этим сделать нужно всегда. И я вижу, что своими лекциями и книгами очень многих воспитал. Привил умение быть хотя бы пассивным наблюдателем того, что прекрасно. Это уже неплохо. Потому что миллионы людей проходят мимо красоты, не замечая ее.
Записала Наталья Южина
(с) "Лилит"