2018 год проходил под флагом укрепления региональной власти, преодоления внутриэлитного кризиса и создания исполнительной вертикали власти, включающей в себя изменение принципа муниципального управления в областном центре и крупных районных городах на одноглавую систему.
Прошедший год также был ознаменован тем, что было объявлено об очередном создании (обновлении) нижегородской агломерации, включающей Нижний Новгород, Дзержинск, Кстово и Богородск.
Эти основные тенденции и определяли деятельность нового руководителя региона Глеба Никитина и нового мэра Нижнего Новгорода Владимира Панова, как с точки зрения формирования своих команд, так и с точки зрения определения тех задач, которые необходимо решить, чтобы регион начал активно, интенсивно развиваться. На мой взгляд, задача заложить такую базу была во многом решена.
Утверждена Стратегия развития региона в целом до 2035 года, которая позволила вписаться в целый ряд федеральных программ на 2019-2020 годы и далее. В частности, это касается программы развития четырех основных городских территорий, федеральной программы празднования 800-летия Нижнего Новгорода.
Это касается и решения проблем обманутых дольщиков, которая не может быть решена на уровне одного региона, но в нашем регионе в этом вопросе наметилось движение в положительном направлении. Появляются инвесторы, готовые достраивать жилье для обманутых дольщиков, находить для этого средства, брать кредиты и так далее.
В самом Нижнем Новгороде стало больше порядка. Меньше стало ям на дорогах, дворы стали достаточно регулярно убираться от снега.
Нельзя обойти и такую тенденцию 2018 года, как исход ряда депутатов из Законодательного собрания и городской думы – как по собственному желанию, так и не совсем по собственному. Сколько депутатов лишилось мандата, я даже сбился со счета, но число достаточно внушительное.
Это не результат какой-то политической борьбы между разными группами элиты или новой власти с представителями нижегородской элиты, как считают некоторые наблюдатели. Я исхожу из того, что в 2018 году, после своего избрания, Путин начал решать задачу, которую я называю «принуждением региональных элит к лояльности».
Самое опасное место сегодня это региональные элиты, особенно те, которые находятся у власти в регионах десяток и более лет, а такие регионы у нас есть, и в таких регионах руководителей сейчас активно меняют на «молодых технократов». Это связано с тем, что новые главы регионов будут в своей деятельности ориентироваться на федеральный центр, будут проявлять к нему лояльность и опираться на его поддержку. А значит, центростремительные силы будут преобладать над центробежными. Ведь в ряде регионов последние стали уже заметными и представляющими реальную опасность для единства государства.
В Нижегородской области помимо исхода депутатов мы видим и целый ряд уголовных дел в отношении представителей власти и бизнеса, и в основном это борьба не с коррупцией, а с недостаточной лояльностью местных элит, считающих, что их положение позволяет им фрондировать по отношению к центральной власти.
В 2019 году эта тенденция, полагаю, будет продолжена. В нижегородском регионе мы увидим это уже и на уровне районов области.
Александр Суханов