Задумайтесь, что станет с делом вашей жизни лет эдак через сто? Кто примет его из ваших слабеющих рук? Кто проведёт в этот мир ваши идеи? Люди хватают от жизни всё, ничего не желая давать ей взамен. Много пиара и мало дела. Но есть среди нас те, кто готовы предложить миру новые идеи и сберечь уже пришедшие в него традиции.
Нам не пришлось преодолевать сотню-другую километров, чтобы отыскать простую по сюжету, но потрясающую по глубине историю чудесного спасения древнего гончарного ремесла. Стоило немного отдалиться от суматохи города, как мы оказались в краю глубокого и чистого снега, который так подчёркивает неспешность здешней провинциальной жизни. В этом месте у реки Воронеж три русла. Вокруг от причудливости и живописности ландшафта Восточно-Европейской равнины захватывает дух. Здесь ветер уже более сотни лет шлифует кирпичи дворца настоящей принцессы Ольденбургской – прямой наследницы российской императорской фамилии. В таком колоритном краю живёт, творит и хранит гончарные традиции предков наша героиня – мастер карачунской глиняной игрушки Людмила Дедова. К ней, в Рамонь, мы и отправились!
Наша история – пример возрождения ремесла и многолетней дружбы. На жизненном пути каждому из нас встречаются разные люди. И хорошо, если кто-то из них разглядит наши способности, оценит наш талант и доверит нам свой опыт. Идти к заветной цели рука об руку с таким человеком – счастье. Мудрость учителя Галины Котельниковой поддержала талант ученицы Людмилы Дедовой. Эти двое и дали вторую жизнь древнему гончарному промыслу.
Их интерес зародился ещё со времён занятий в Рамонской средней школе. Людмила Дедова – маленькая ученица с распахнутой перед творчеством душой. И Галина Котельникова – прирождённый педагог, увлечённый человек и созидатель по натуре. С её легкой руки в школе появился кружок глиняной игрушки. Неудержимый интерес увлёк в атмосферу древних гончарных традиций и наставницу, и её учеников.
Сначала лепили игрушки всех известных промыслов: дымковского, каргопольского и абашевского. Но, сам факт существования в Рамони фабрики художественной керамики, не давал Галине Котельниковой покоя. Ведь своим возникновением и ремесленным традициям фабрика была обязана древнему карачунскому гончарному промыслу. А от Рамони до Карачуна – рукой подать.
Именно там она отыскала последнего гончара Василия Лямзина и познакомила с ним и его незатейливыми работами маленькую Людмилу Дедову. С тех незапамятных времён не нарядная и не броская, зато воронежская – карачунская игрушка, стала для неё родной.
С тех пор минуло без малого 29 лет. И на каждом этапе судьбы Людмила Дедова проявляла волю и целеустремлённо шла лишь к тому, чего больше всего жаждала её творческая натура. Годы школьной учёбы добавили к семейным реликвиям «золотую» медаль. Занятия в Рамонской художественной школе – расширили творческие навыки. А лекции в Воронежском художественном училище – не только заложили в будущего художника базовые основы профессии, но и познакомили с удивительными педагогами, её проводниками в безграничный и таинственный мир искусства.
И всё это время на фабрике художественной керамики молодого и деятельного специалиста Людмилу Дедову ждали. А уж как она жила надеждами на то, что когда-нибудь очутится в этой сказке. Жизнь полна драматизма. И к моменту, когда в начале «нулевых» закончилась учёба, возвращаться было уже некуда.
Мечты подобны глиняным сосудам. Мы лепим их из своих желаний, обжигаем на открытом огне наших эмоций, а они вдребезги разбиваются о жизненные препятствия на черепки. Когда твоё творчество никому не нужно – легче всего разочароваться в себе и в выбранном тобой пути. Такое случается сплошь и рядом.
Нет, судьба не была настолько бессердечна, чтобы не дать детской мечте Людмилы Дедовой сбыться. По приглашению директора фабрики она какое-то время ещё поработала над дизайном сосудов, ваз и кувшинов. Но, к сожалению дипломированного художника, её фантазии так и остались невоплощёнными.
Новоиспеченного художника-дизайнера Людмилу Дедову увлекла другая работа, которой она себя целиком и посвятила. Но даже в эти успешные годы она не переставала заниматься тем, что придавало её жизни особенный смысл: лепила карачунскую игрушку и знакомила мир с нею. Это беззаветное служение приоткрыло для неё завесу ремесленных секретов древней русской керамики и стало путеводной звездой в её жизни.
Теперь Людмила Дедова вместе со своей наставницей отыскала таких же хранителей гончарного промысла практически по всей России. Они дружат с мастерами из Костромы, Курска, Липецка, Орла, Старого Оскола, Тамбова и Тулы. Все эти люди собираются на фольклорных фестивалях, чтобы рассказать друг другу, по сути, о своей жизни, которая теперь уже не мыслима без народных промыслов. Конечно, они соперничают, выполняя творческие задания жюри конкурсов. Но кроме мастерства, любви к народным традициям и радости общения им делить нечего! Потому что все вместе они – сила народных традиций, которые очаровывают нас в каждом уголке России.
Только в минувшем году Людмила Дедова и её наставница стали участниками главного фольклорного праздника России – фестиваля славянского искусства «Русское поле» (Москва, август 2018 года), Всероссийского конкурса декоративно-прикладного искусства «Русь мастеровая» (Санкт-Петербург, ноябрь 2018 года), их работы были представлены на выставке-ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья» (Москва, декабрь 2018 года).
Они собирают историю своего промысла буквально по крупицам. Они смотрят на работы именитых мастеров и продолжают учиться у них ремеслу. Они прислушиваются к критике искусствоведов и пытаются отыскать место своей архаичной крестьянской игрушке в вековом культурно-историческом процессе становления нашей мультикультурной страны.
Учителю и её ученице потребовались всего-то три десятка лет, чтобы карачунская игрушка по праву стала одним из наследий ремесленной Руси.
А Людмила Дедова снова слушает своё сердце и идёт непростым путём. На её мастер-классы, в парк детского и семейного отдыха Нелжа Ру, и зимой, и летом приезжает детвора из Воронежской, Московской, Нижегородской областей. Она учит их видеть прекрасное и старается в каждом раскрыть талант. Эта черта у неё от наставницы.
Все, кто занимались с ней в школьном кружке глиняной игрушки, уже давно выросли и у них – взрослые дела. И, кажется, лишь одна она нарочно задержалась в детстве. Это детство устраивает в её плотном графике затишье, чтобы она снова и снова лепила карачунскую игрушку!
Вы скажете, это предсказуемо. Нет, ответим мы, это предначертано!
Мы, авторы этого проекта - увлечены и последовательны. Знаем, симпатия - материя очень тонкая. Поэтому мы призываем тебя, наш дорогой читатель, оценить упорство и мастерство нашей новой героини и, конечно, наш профессионализм. Подписаться на канал или нет - только твоё решение.
Помни лишь, каждый поднятый вверх палец - счастливая возможность для этой истории чуть дольше задержаться в сети. Пусть о ней узнают и другие люди!
А к тебе непременно нагрянет счастье! Главное, мимо него не прокатиться...
Идея проекта и оригинальный текст: Павел Коваленко (с), 2019
Линейный продюсер проекта: Лариса Коваленко
Backstage: Виталий Дедов (с), 2019
На титульном фото: рождение карачунской глиняной свистульки. Работа Людмилы Дедовой.
Точка на карте: пгт. Рамонь, Воронежская область.
Фото: личный архив Людмилы Дедовой, Виталий Дедов, Павел Коваленко (с), 2019