В ожидании изобретения таблетки для запоминания давайте обратимся к некоторым другим, более традиционным способам улучшить ваши мнемонические навыки.
Знание результатов. Запоминание идет лучше всего , когда есть обратная связь или мы уже знаем результаты, это позволяет проверять свои успехи. Обратная связь может помочь вам идентифицировать идеи, необходимые для дополнительной практики. Кроме того понимание того, что вы вспомнили или ответили правильно, вознаградит вас. Основной способ обеспечить обратную связь при заучивании - произнесение в слух.
Произнесение в слух. Если вы собираетесь запомнить что-то надолго, то в конце концов вам придется восстановить это. Когда вы произносите материал вслух , вы запоминаете его. Заучивание вслух заставляет вас вновь воспроизводить информацию. Когда вы читаете текст, лучше почаще останавливайтесь, и пытайтесь вспомнить только что прочитанное и пересказать своими словами. В одном эксперименте наилучшие результаты по запоминанию показала та группа студентов, которая 80% времени тратила на произнесение в слух и только 20% - на чтение. Так что, может быть, студенты, которые разговаривают сами с собой, не такие уж и сумасшедшие ).
Повторение. Чем больше вы повторяете (мысленно пересматриваете ) информацию во время чтения, тем лучше вы её запомните. Однако учтите, что само по себе повторение не очень эффективно. Лучше всего сочетать повторение с уточнением и поиском взаимосвязи с уже существующим знанием. Размышление о фактах поможет объединить их в памяти. Чтобы выучить информацию, вы должны активно применять стратегии повторения.
Выбор. Великий ученый-гуманист Эразм Роттердамский сказал, что хорошая память должна быть как рыбацкая сеть: нужно удерживать все большие рыбы, а маленьким давать ускользнуть. Если вы сократите параграфы в большей части учебников до одного-двух важных терминов или идей, то вы облегчите работу вашей памяти. Попробуйте избирательно отмечать в учебниках главное, делайте заметки на полях, чтобы дальше суммировать ваши идеи. Если выделяете все, то вы не очень избирательно действуете, и вполне вероятно , вы не слишком внимательно читали текст.
Систематизация. Предположим , вам надо запомнить следующий ряд слов : север, мужчина, красный, весна, женщина, восток, осень, желтый, мальчик, голубой, запад, зима, девочка, зеленый, юг. Этот довольно трудный для запоминания ряд можно преобразовать в такие объединения : север-восток-юг-запад, весна-лето-осень-зима, красный-желтый-зеленый-голубой, мужчина-женщина-мальчик-девочка. Такая простая перестановка помогла студентам намного быстрее запомнить второй ряд, когда студентов тестировали на запоминание того и другого ряда. Систематизация конспектов и подведение итогов и главах может принести пользу для изучения.
Заучивание целиком или частично. Если надо выучить наизусть целую речь, будет ли лучше выучить её с начала до конца ? Или учить маленькими частями, по абзацам ? В общем лучше запоминать целые части, а не отрывки (целостное заучивание). Это особенно применимо для сравнительно небольших, хорошо составленных объемов информации. Исключение представляет сложная и объемная информация,которую лучше запомнить по частям. При частичном заучивании запоминаются отдельные части из большого объема (например, отдельные разделы и главы учебника). Когда вы решаете, какой метод лучше использовать, старайтесь запоминать максимальное количество значимой информации за один раз.
Если материал очень объемный и сложный, примените прогрессивный частичный метод, разбив задание на серию коротких разделов. Сначала изучите часть А, пока не усвоите её. Затем изучите части А и Б; затем А, Б и В; и так далее. Это хороший способ выучить все реплики пьесы, длинный музыкальный отрывок или стихотворение. После того как материал изучен, вам следует попрактиковаться , начав повторять с других частей ( В, Г или Б, например). Это поможет вам избежать того, что вы растеряетесь или забудете что-либо посреди своего ответа.
Положение в ряду. Когда вам нужно выучить что-либо по порядку, не забудьте об эффекте положения информации в ряду . Когда вы будете воспроизводить текст, то у вас появится тенденция делать больше всего ошибок при припоминании середины. Если вас знакомят с большим количеством людей , то вы скорее всего забудете имена тех, кто стоит посредине, и вам придется делать дополнительное усилие, чтобы обратится к ним. Так же следует особенно тщательно запоминать середину списка, стихотворения или речи. Попробуйте разбить большой объем информации на короткие отрывки и в середине разбейте текст на самые короткие отрывки.
Сигналы. Самые лучшие напоминающие сигналы (стимулы, которые помогают восстанавливать информацию в памяти) - это те, которые присутствовали во время кодирования информации. Например, в одном исследовании студентам дали устрашающую задачу выучить список из 600 слов. По мере чтения списка (и не зная о предстоящем тестировании ) студенты для каждого перечисленного слова вспоминали еще три других слова, близких по значению. В тесте который они прошли позже, эти придуманные слова стимулировали припоминание.
Предшествующий пример еще раз показывает, что зачастую во время заучивания полезно дополнить информацию. Попытайтесь вспоминать новые названия, идеи или термины в нескольких предложениях. Кроме того, создавайте образы, которые включают новую информацию, и связывайте их с уже имеющимся у вас знанием. Ваша цель-включить осмысленные сигналы в код вашей памяти, чтобы помочь вам восстановить информацию, когда она понадобится.
Дополнительное заучивание.Многочисленные исследования показали , что память значительно улучшается,когда вы учите что-то дополнительно, то есть когда изучение заходит дальше простого владения материалом. После того как вы выучили материал достаточно хорошо, чтобы повторить его один раз без ошибки, продолжайте изучать дальше. Дополнительная информация- это лучшая гарантия того, что вы не провалите тест из-за того, что перенервничали.
Заучивание вразбивку. Что бы свести скуку и усталость к минимуму, попробуйте учить материал в течении коротких промежутков времени и делайте небольшие перерывы. Эта модель называется заучивание вразбивку и в целом она лучше массированного заучивания, при котором между сеансами заучивания не делается отдыха вообще или перерыв на отдых очень мал. Если мы улучшаем внимание и консолидацию, то три 20-минутных сеанса дадут вам больше, чем 1 час неотрывной зубрежки. Пожалуй, самый лучший способ использования заучивания вразбивку- это составить расписание. Составьте эффективное расписание, запишите для себя время в течение недели до , после и между занятиями, когда вы будете изучать отдельные предметы. Затем следуйте вашему расписанию, помимо занятий, которые вам надо посещать.
Сон. Помните, что сон после учебы снижает взаимоподавление одновременно осуществляющихся психических процессов. Тем не менее, если вы не "сова", поздний вечер может оказаться не очень эффективным временем для занятий. Так же вы, очевидно, не можете спать после каждого сеанса заучивания или учить все, что вам нужно, перед сном. Вот почему ваше расписание занятий должно включать достаточно большие перерывы между предметами. Перерывы и свободное время в вашем расписании так же важны, как и периоды учебы.
Удлиняйте промежуток времени перед припоминанием. Когда вы заучиваете новую информацию , постоянно проверяйте себя.По мере того как вы это делаете, постепенно удлиняйте промежуток времени, который проходит до того, как снова проверить себя. Например, если вы заучиваете немецкие слова, посмотрите на первую карточку и затем отодвиньте ее на несколько карточек назад в пачке. То же самое проделайте со следующими несколькими карточками . Когда вы доберетесь до первой "старой" карточки, проверьте себя по ней и сверьтесь с ответом. Затем отодвиньте ее назад в пачке. Проделывайте то же самое с другими "старыми" карточками по мере того, как они будут появляться. Когда "старые" карточки появятся в третий раз, отодвиньте их в самый конец пачки.
Повторение.Если вы заучивали материал вразбивку и выучили дополнительную информацию, то повторение будет для вас как глазурь на торте ваших знаний. Если вы повторите материал не за долго до экзамена, то у вас сократится время, в течении которого вы должны будете вспоминать детали, особенно важные для теста. Во время повторения сведите количество новой информации для запоминания к минимуму. Может быть вполне практично усвоить то, что вы действительно выучили, и добавить еще чуть-чуть больше в последние минуты зубрежки. Однако помните, что дополнительная порция информации может испортить то,что вы уже знаете.
Психологам еще предстоит многое узнать о природе памяти и о том, как её улучшить. Сейчас очевидным становится одно: люди с хорошей памятью отлично умеют систематизировать информацию и делать её значимой.