Я читал это произведение целый месяц постоянно ставя перед собой вопрос "Как ему удалось?".
Начинай сбоку, но ярко.
Лев Толстой приковывает ваше внимание к роману с первых строк:
Все смешалось в доме Облонских. Жена узнала, что муж был в связи с бывшею в их доме француженкою-гувернанткой и объявила мужу, что не может жить с ним в одном доме.
Вы становитесь свидетелем семейных отношений, где Стива - достаточно молод, чтобы изменять, а семья, достаточно крепка, чтобы во всяком разладе существовал свой трагизм. Вместе с дальновидными афоризмами Толстого - чтение невозможно прервать.
Описывать жизнь людей так, чтобы обрывать описание на женитьбе, это всё равно, что, описывая путешествие человека, обрывать описание на том месте, где путешественник попал к разбойникам.
И Толстой задолго до Санта-Барбары (прочих телесериалов) показывает зрелищность семейных отношений. В "начинай сбоку" я уже заложил некоторое драматургическое понимание Льва Николаевича, начиная с Стивы Облонского, Толстому удалось совершить ненавязчивое знакомство со всеми персонажами.
Сюжетная многослойность, обилие затронутых проблем.
Центральное место в произведении занимает проблема "невозможной любви" Анны Карениной, где главная героиня вынуждена под гнетом обстоятельств, собственной природы, окружающих людей - изменить мужу. Именно так, Лев Толстой ставит главную героиню в позицию "невиноватая я", но карает небесным, роковым судом её невиновную душу.
Отношения Анны перекликаются с отношениями Стивы и Долли, с отношениями Левина с Кити, с скачками Вронского, с "случайно" рассказанными снами, с эпиграфом и т.д. Сюжетные линии перекликаются с одной стороны, но контрастируют с другой, сплетаясь в литературном узоре, це добавляет произведению той самой монументальности, за которую все любят Льва Николаевича Толстого.
Пару китов на которых плывут выдающиеся писатели.
Я не знаю ни одного выдающегося литератора не обладающего некоторыми качествами. Но я знаю массу литераторов, которые не обладая хотя-бы одним из этих качеств, уже не могли позволить себе попасть в реактивную зону всеобщего признания. Об этом принципе говорит Толстой в первых строчках своего романа:
Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
И одним из этих качеств, делающих из обычного писателя - выдающегося писателя, является художественная точность высказывания. Вот, что сказал про это Федор Достоевский:
Анна Каренина» есть совершенство как художественное произведение... с которым ничто подобного из европейских литератур в настоящую эпоху не может сравниться
Точность - точность - точность, отличает хорошего стрелка от плохого, отличает лучшего писателя Руси от среднего. Обсудить этот фактор точности я бы хотел подробнее, это то, чем делятся в социальных сетях, перешептываются, запоминают навсегда, что-то такое словесное, что удивляет и заставляет застыть уже по факту своего создания.
Женщины — это винт, на котором все вертится.