Честно признаться, я тоже так думала какое-то время. До этого я играла на гитаре, и это было куда сложнее, чем играть на басу. А так – струну зажал и знай себе трынкать.
На самом деле, всё не так просто. И если вы – начинающий басист, который встал за этот инструмент только ради того, чтобы расслабиться, но от тусовки не отстать, то у меня для вас плохие новости.
Время от времени мне приходится анализировать игру разных басистов – кого-то я слушаю для того, чтобы понимать, к чему следует стремиться, а кого-то для того, чтобы раз и навсегда запомнить, как делать не надо. Ведь если мы говорим про профессиональное творчество или стремление к нему, то бас – это не просто «побрянькать». Бас специфичен и (осторожно, субъективная оценка!) прекрасен.
Во многих композициях бас действительно ярко не выделяется, но стоит басисту ошибиться, и всё. Меня всегда забавляли эти гитаристы, которые играют соло и могут перелажать хоть каждую ноту, а потом с невероятным пафосом и торжеством заявить, что так было задумано. И люди им верят! А среди тех, кто не понял соло, найдутся и такие, кто обвинит в этом себя а-ля «искусство – дело тонкое, и мне его не понять».
То ли дело с басистом. Тебе не обязательно не попадать в ноты, чтобы лажать так, что публика это заметит. Буквально сегодня слушала, как начинающая, совсем ещё зеленая басистка играла Seven Nation Army. Если она и попадала в ноты, то лажала всё остальное – звукоизвлечение, тембр и длительности.
Скажете, да кто обращает на такое внимание? Поверьте, много кто. И даже вы. У профессионалов ухо уже само выцепляет косяки, а у обычного зрителя это происходит скорее интуитивно, подсознательно. У вас бывало чувство, что вы пришли на концерт, и вроде всё неплохо, но вы скорее устали, чем в восторге? Вот это оно. Музыканты не доиграли-не дожали-не додали. И это касается всех членов группы, но как представитель ритм-секции, в партии соло я не лезу.
Так вот, вернёмся к названию статьи. Вы по-прежнему считаете, что быть басистом легко, просто и даже (обоже!) скучно?
Кстати, как по мне, те, кому скучно, просто не поняли этот инструмент. Примитивные партии тоже требуют участия. Например, на песне Wicked Game версии Chris Isaak за басовой партией можно уснуть. Но! Там есть моменты, которые надо играть мягче. Есть моменты, которые надо играть грубее. Тише, громче. Тоньше. Чувственнее. Тогда песня прозвучит и прокачает.
Сам по себе бас прекрасен тембрально. Мне нравится этот глубокий низкий звук. Я люблю контрабасы за их глубину. Я не контрабасист по одной-единственной причине – слишком тяжелый инструмент. Но когда вижу музыкантов с контрабасом, я готова снимать перед ними шляпу. Там техника игры сложнее, но звук при этом более объемный, более плотный.
Контрабас – это инструмент, который нужно покорить, чтобы он давал тот самый низкий, прекрасный, глубокий звук. Но некоторые не могут даже овладеть обычной бас-гитарой, не оценив по достоинству всей красоты её звука.