Найти тему

Обратная сторона Луны

Александр БАРАНОВСКИЙ

Недавно по первому каналу вышел второй сезон сериала «Обратная сторона Луны». Жанр этой картины довольно необычный. Во-первых, это фантастика на тему перемещений во времени и параллельных реальностей. Во-вторых, это фильм о работе милиции-полиции, детектив, да еще с элементами мелодрамы. Комические моменты в сериале также присутствуют.

Главную роль в сериале сыграл Павел Деревянко. Его герой — лейтенант полиции Михаил Соловьев преследует хитроумного маньяка-убийцу, совершая фантастические путешествия в параллельные миры. В первом сезоне герой попадает в прошлое — в 1979 год и оказывается в теле своего отца, который также работал в уголовном розыске. Первая часть телеэпопеи является российским вариантом британского сериала «Жизнь на Марсе», но вторая часть оригинальна, поэтому представляет больший интерес.

Итак, побывав в 1979 году, Михаил Соловьев вроде бы возвращается в 2011 год, но слово «возвращается» не совсем уместно, лучше сказать — попадает в параллельную альтернативную реальность. Очень выразительно показан когнитивный диссонанс главного героя, столкнувшегося с фактом существования СССР в 2011 году и не менее удивительным фактом полета на Марс. На минуту в сериале появляется мальчик лет одиннадцати, который все объясняет, причем не столько герою этой истории, сколько зрителю. Мальчик держит в руках книгу — сборник произведений Рэя Брэдбери, напоминая о так называемом «эффекте бабочки» из рассказа «И грянул гром». Затем Михаил сталкивается со своим антиподом — маньяком, который дает более конкретные объяснения. Во всем заслуга гениального КГБшника Саврасова, с которым Соловьев пообщался в 1979-м и который впоследствии сделал все возможное, чтобы не допустить развала СССР. В альтернативной реальности в 2011 году Саврасов является Генеральным секретарем КПСС, его портреты висят во всех государственных учреждениях и даже фигурируют на денежных купюрах. Культ личности вождя беспрецедентный. Возможно, это и оправданно. Главный демиург альтернативного мироустройства добился того, что СССР стал самой могущественной державой мира. В стране нет нищих, все обеспечены жильем, уголовная преступность на минимальном уровне, товары для детей отпускаются бесплатно, лучшее в мире медицинское обслуживание и, наконец, — покорение Марса советскими космонавтами. Американцы же стараются уехать в Советский Союз и получить советское гражданство.

Авторы сериала попытались психологически убедительно сконструировать альтернативную реальность. С формальной стороны — она является лишь фоном, а главное содержание сериала — это работа героя в милиции, поимка преступников, его отношения с трудовым коллективом, женой, дочерью и молодой учительницей, в которую влюблен доблестный работник органов. Но для зрителя именно альтернативная реальность и представляет главный интерес. В девяностые годы модно было воображать, что было бы со страной, если бы не революция 1917 года, по этому поводу также писались художественные произведения, например «Гравилет Цесаревич». А спустя два десятилетия после 1991 года объектом мысленных экспериментов стал СССР.

В альтернативной реальности 2011 года СССР состоит из 26 союзных республик, полуостров Аляска входит в состав Союза как Алеутская ССР. Построен мост через Берингов пролив. С Соединенными Штатами Америки дело обстоит не вполне понятно. В телевизионном выпуске новостей упоминается то обстоятельство, что Флорида входит в состав Южноамериканских Соединенных Штатов, а президентом этого государства является Чак Норрис. В другом выпуске новостей упоминаются Французские Эмираты.

Вообще, многие компоненты альтернативной реальности поданы ненавязчиво, как бы невзначай. Это неплохой художественный прием. В сериале немало отсылок и аллюзий. Кроме рассказа Брэдбери упоминается кинокомедия Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» в контексте того, что китайцы решили сделать ремейк этой картины. А летающая корова в виде небольшой пластмассовой игрушки ненавязчиво отсылает к Киру Булычеву

Много в сериале и нелепого. Карманные телефоны с дисководом, старые автомобили. Возможно, это некий сарказм со стороны авторов картины. Возможно это доведение до абсурда принципов социального мироздания в СССР. Советское общество 2011 года, представленное в сериале, — это смесь реального общества позднего СССР, современной Северной Кореи и футуристической утопии.

В альтернативной реальности фигурируют и реальные люди. Анна Шатилова продолжает работать на телевидении, Андрей Макаревич поет патриотические песни, Юрий Лужков — директор подмосковного совхоза, а Сергей Собянин — пчеловод. Михаил Соловьев проживает на улице Киркорова, не вполне понятно какого — то ли Филиппа, то ли его отца.

Главный герой хочет вернуться в свою привычную реальность, так положено по закону жанра. И это притом, что в альтернативной реальности дело обстоит совсем неплохо. У Михаила, оказывается, есть жена и дочь-школьница, которых нет в привычном для него мире.

Главный отрицательный персонаж сериала — маньяк-убийца. Это своеобразный стереотип нашего времени. В былые времена в качестве «плохого парня» выступал или шпион, предатель родины, или бандит, вор или подпольный делец. В каком-то смысле можно сказать, что маньяк-убийца — это «герой» нашего времени. В данном сериале герой Ивана Шибаева — это своего рода гений зла или даже олицетворение зла. Рассуждая о том, что без зла мир был бы скучным, он практически цитирует Воланда из «Мастера и Маргариты».

Сериал рассчитан на широкую аудиторию, но, прежде всего, на людей, которые хорошо помнят советские времена и ностальгируют по СССР.