Найти тему

Клингоны: Начало

Оглавление

Клингонская эмблема из Оригинального сериала (ex-astris-scientia.org)
Клингонская эмблема из Оригинального сериала (ex-astris-scientia.org)

...или Происхождение Вида.

Эта история о том, как клингоны появились в Звёздном Пути. Она не имеет прямого отношения к сериалу «Дискавери», но, надеюсь, поможет ответить на многие вопросы и взглянуть на привычные вещи под новым углом.

Идея

Придумал клингонов Джин Ли Кун (один из основных сценаристов и продюсер ТОСа). Он взял за основу метафорических «злых русских» времен Холодной войны, а также коммунистический Китай и его союзников — Северную Корею и Вьетнам (США вступили в активные боевые действия во Вьетнамской войне как раз в год запуска ТОСа).

Джин Ли Кун (60-е годы прошлого века)
Джин Ли Кун (60-е годы прошлого века)

Социалистические идеи должны были представляться принципами «общественного блага» против «главенства индивидуальности» у Федерации. «Клингоны представляют зло и национализм», — рассказывал Уолтер Кениг в одном из интервью времен показа сериала.

По словам Дороти С. Фонтаны (одна из ключевых сценаристов ТОСа): «Он [Кун] просто хотел придумать хорошего, сильного противника… для Кирка! Ему было, что вспомнить о японцах и нацистах Второй мировой, ведь Джин Кун служил в морской пехоте, потому он основывался на самых злых противниках, которых встречал жизни».

Клингоны не сразу получили своё название. По легенде, они названы в честь сослуживца Джинна Родденберри лейтенанта полиции Уилбара Клингана (до сих пор ходят споры: месть это или дань уважения). Сценаристам название не нравилось, но как-то прижилось.

Первый контакт

Первый раз клингоны появились в конце дебютного сезона Оригинального Сериала в эпизоде под названием «Миссия милосердия» (Errand of Mercy). Джин Кун придумал их как очередных «антагонистов на одну серию», и делать их самыми часто встречающимся врагами никто не собирался.

Первое экранное появление клингонов («Миссия милосердия»)
Первое экранное появление клингонов («Миссия милосердия»)

Сценарий серии вводит новую расу фразой «клингоны выглядят как азиаты», далее они описываются как: «безжалостные», «тяжело вооруженные», «одетые в одинаковую униформу, поверх которой надеты кольчужные жилеты».

В действительности, самые первые клингоны выглядели как обычные люди, только смуглые, и с густыми, раскосыми бровями. У некоторых были усы и бородки на «азиатский манер». У команды сериала не было ни бюджета, ни времени на то, чтобы создать что-то более сложное, потому предполагалось, что сделать клингонов «инопланетными» должны необычные манеры поведения и яркие характеры персонажей.

Кастинг оказался весьма сложным занятием. В первую очередь из-за того, что производственная группа понятия не имела, как они должны выглядеть. «Я никогда в жизни не видел клингона, — вспоминает гример Фред Филлипс. — А в сценарии не было никаких прямых описаний их внешности».

Фред Филлипс поправляет грим актрисе Сьюзан Оливер на съёмках пилота ТОСа «Клетка».
Фред Филлипс поправляет грим актрисе Сьюзан Оливер на съёмках пилота ТОСа «Клетка».

Актер Джон Коликос (клингон Кор) был уверен в обратном. «Когда я прибыл на студию, — рассказывает Джон, — ко мне подошел какой-то гример и спросил: «Ну, и как по вашему должен выглядеть клингон?» «Что, и вы не знаете?» — вот и всё, что я смог ему ответить в тот момент».

Коликосу и гримерам пришлось на ходу придумывать облик клингонов. У актера спросили, как он представляет своего персонажа, и Джон решил, что ему подойдет образ Чингисхана, такого же амбициозного и талантливого военного командира, как сам Кор. Гримеры подхватили эту идею, и начали работать под руководством актера: «покрасьте волосы черным, лицо покройте каким-нибудь болотно-оливково-зеленым, добавьте длинную бородку и густые брови, как у Фу Манчу, а ещё добавьте чего-нибудь славянско-русского и по чуть-чуть всего остального».

 «Часа через два из трейлера вышло нечто, и это был я» — вспоминает Коликос. Позже он рассказывал, что вполне гордился своим вкладом: такой грим можно было сделать примерно за 20 минут и стоил он весьма недорого.

Джон Коликос в роли командира Кора («Миссия милосердия»)
Джон Коликос в роли командира Кора («Миссия милосердия»)

Итак, грим ТОСовского клингона состоял всего из двух элементов:

 1. На лицо наносился тёмно-коричневый состав на основе крема, состоящий из смеси компонентов «Негроидный №1» и «Мексиканский №2» (в то время ещё были приняты довольно-таки расистские названия).

 2. Основой усов, бород и бровей была черная тесьма, приклеенная на специальный театральный клей. Брови делали очень густыми, заостряли ножницами и подрисовывали карандашом.

Грим был настолько прост в исполнении, что позволял без особого труда показывать на экране целые отряды клингонов. Продюсеры по достоинству оценили совместную работу актера и гримеров и решили, что так нужно гримировать всех представителей расы, если они появятся в следующих сериях.

Злодей Кор и положительный герой Кирк («Миссия милосердия»)
Злодей Кор и положительный герой Кирк («Миссия милосердия»)

Изначально предполагалось, что основными «возвращающимися» противниками в сериале будут ромуланцы — но их грим был заметно сложнее и обходился на несколько порядков дороже, потому клингоны заняли их место. Сценаристы быстро полюбили новых «злодеев», их легко было вписать почти в любой сюжет, а конфликт с морально правильной командой «Энтерпрайза» напрашивался сам собой.

Противостояние и период разрядки

Следующей серией, в которой появились клингоны, стала «Дитя пятницы» (Friday's Child) из второго сезона. В черновике сценария Фонтаны клингоны упоминались лишь мельком, но сам Родденберри взялся за его переработку и добавил несколько сцен с полюбившимися многим противниками Звёздного флота. Однако, создатель и шоураннер Трека не хотел снимать сериал про войну. В комментариях к сценарию четко указывалось «[Имейте ввиду] В этом сериале мы НЕ воюем с Клингонской империей».

Командир Крас в «Дитя пятницы»
Командир Крас в «Дитя пятницы»

Следующим сценаристом, который решил взяться за клингонов, оказался Дэвид Геррольд, автор серии «Проблемы с трибблами» (The Trouble with Tribbles). Эпизод планировался как комедийный, потому клингонов пришлось делать не такими брутальными, как «злые негодяи» из предыдущих двух эпизодов. Грим стал ещё проще, а поведение совсем похожим на человеческое.

Скотт Типтон, автор нескольких комиксов про клингонов, среди которых и адаптация «Проблем», показанная с точки зрения противников «Энтерпрайза», рассказывал, как он увидел эти изменения: «Эти клингоны больше похожи на городских жителей. Они проще и спокойнее, как будто только что закончили работу в офисе и пришли в соседний бар выпить и расслабиться. Конечно, зрители видят, что перед ними те же самые негодяи, что и в предыдущих эпизодах. Но они понимают: чтобы попасть в бар на цивилизованной космической станции — надо стать такими же цивилизованным».

Цивилизованные клингоны отдыхают («Проблемы с трибблами»)
Цивилизованные клингоны отдыхают («Проблемы с трибблами»)

Следующая клингонская серия называлась «Маленькая личная война» (A Private Little War). Она сразу задумывалась как аллегория на Вьетнамскую войну, и клингоны для этого были как нельзя кстати. Родденберри лично следил за тем, чтобы сюжет максимально перекликался с политическими реалиями того времени.

«Я считаю очень важным сохранить элемент секретности во всех действиях клингонов в этой серии, — писал он Джину Куну. — Это очень важная часть истории, мы должны показать, что клингоны пытаются навязать иллюзию «нормального» развития населения планеты, и сделать вид, что местные жители сами изобрели [секретно переданные им] ружья и порох. А потом, когда земляне начнут вмешиваться, клингоны должны заявить, что те вмешиваются в деликатное равновесие этого мира… Другими словами, показанная ситуация должна максимально походить на вьетнамскую».

В ответ Кун пишет: «В таком случае, мы должны показать, что Звёздный флот действует совершенно так же, даёт жёсткий симметричный ответ. Если они дадут слабину, то над Федерацией нависнет угроза, подобная той, которая сейчас грозит всей Южной Азии». В результате именно так Кирк и поступил, однако финал серии оставили открытым.

Клингон Крелл тайно поставляет оружие одной из враждующих фракций
 («Маленькая личная война»)
Клингон Крелл тайно поставляет оружие одной из враждующих фракций («Маленькая личная война»)

К третьему сезону клингоны стали настолько популярны, что сценаристы соглашались браться за сценарий только из-за возможности написать что-то о них. Так случилось с Джоном Меридитом Лукасом, который написал эпизод «Элаана Тройская» (Elaan of Troyius).

Из бюджетных соображений клингонам не полагался собственный корабль. Однако, к моменту начала работ на следующим клингонским эпизодом необходимый бюджет выделила компания AMT, производившая наборы для сборки моделей «Энтерпрайза». Эти наборы продавались очень успешно, и они хотели пополнить модельный ряд.

Набор для сборки "Клингонский боевой крейсер" от AMT
Набор для сборки "Клингонский боевой крейсер" от AMT

Метт Джеффрис (основной продакшен дизайнер ТОСа) должен был разрабатывать дизайн вместе с сотрудниками компании, но в результате придумал всё сам, фактически в свободное от основной работы время. Джеффрис пытался максимально отдалиться от дизайна «Энтерпрайза» и решил сделать силуэт клингонского крейсера D-7 более аэродинамическим. По его словам, он вдохновлялся внешним видом земных скатов, акул и хищных птиц. В конечном итоге в качестве клингонского корабля крейсер D-7 появился только в одном эпизоде, но позже его использовали как ромуланский (!) - в серии «Инцидент с «Энтерпрайзом» (The Enterprise Incident). Сюжет серии предполагал, что корабли достались второму врагу Звёздного флота ввиду клингоно-ромуланского альянса, однако все подробности остались за кадром. Лишь через несколько лет эта версия была разъяснена в одном из официальных печатных изданий, а позднее подтвердилась в сериале-продолжении «Следующее поколение» (4x07 «Воссоединение»).

Наброски дизайнов клингонского крейсера от Метта Джеффриса (Memory-Alpha)
Наброски дизайнов клингонского крейсера от Метта Джеффриса (Memory-Alpha)

Последней ТОСовской серий про клингонов стала «День голубя» (Day of the Dove). В первой версии сценария «Энтерпрайз» должен был прибыть на помощь клингонской колонии, которой грозило уничтожение из-за внезапного катаклизма на местном солнце. Клингоны были представлены как безвольные жертвы другой злой расы. Кирк с командой должны были противостоять им в гладиаторском поединке, а позже объединиться против общего врага.

В следующей версии сценария клингонскую колонию заменили на федеративную, а затем — из финансовых соображений — всю историю и вовсе перенесли на борт «Энтерпрайза».

Отряд клингонов во главе с Кэнгом на борту «Энтерпрайза» («День голубя»)
Отряд клингонов во главе с Кэнгом на борту «Энтерпрайза» («День голубя»)

Однако, сюжет про кооперацию сохранился, и в этом эпизоде мы видим первые зачатки понятий клингонской чести и попытку взглянуть на ситуацию с их стороны. Актер Майкл Ансара, игравший в этой серии клингонского лидера Кэнга, позже вспоминал, что к этому моменту уже никто не пытался сделать из клингонов аллегорию на какую-то земную расу или национальность: «Мы играли самих себя — инопланетян из дальнего космоса».

Последняя клингонская серия примечательна появлением на экране первых женщин этого вида. До этого в серии «Проблемы с трибблами» персонаж Колот косвенно упомянул, что их женщины не служат на кораблях и вообще являются «несущественными» членами общества. Но в «Дне голубя» нам показывают двух клингонских женщин, одна из которых, Мара, принимает активное участие в событиях, хотя и остаётся в роли низшей по статусу супруги клингонского капитана Кэнга. Женский вариант клингонского грима был исполнен тем же Фредом Филлипсом и оказался ещё проще мужского: лицо решили сделать посветлее, а бород и усов у них, конечно же, не было. В общем и целом, клингонские женщины выглядели вполне привлекательно с человеческой точки зрения.

Клингонка Мара  («День голубя»)
Клингонка Мара («День голубя»)

После ТОСа клингоны появились в двух эпизодах Анимационного сериала. Дэвид Геррольд добавил их в продолжение своего ТОСовского эпизода про трибблов, которое назвали «Больше трибблов, больше проблем» (More Tribbles, More Troubles). Клингоны в этой серии были показаны совершенно так же, как в оригинальной, но многим результат не понравился. Их изображения ещё раз использовали (в ТАСе таким образом экономили бюджет) в серии «Временная ловушка» (The Time Trap), но больше в мультсериале они не появлялись.

Известна забавная история про цвет клингонской формы в анимационном сериале. Режиссер-мультипликатор Хал Сазерленд страдал формой дальтонизма, при которой он видел розовый цвет как один из оттенков серого. Смешной розовый цвет на форме брутальных военных клингонов заметили слишком поздно, и, так как в производстве сериала старались экономить на всём, отсняты материал решили не переделывать. Кстати, то же самое в ТАСе получилось и с трибблами.

Клингоны в ТАСе («Временная ловушка»)
Клингоны в ТАСе («Временная ловушка»)

Нереализованный потенциал

Джинна Родденберри не совсем устраивало то, какими получились клингоны. Он хотел видеть более «чужеродных» пришельцев, а не просто странных темнолицых людей, наряженных в скучные жилетки. Также его не устраивало, что целый инопланетный вид в итоге состоял из прямолинейных и безапелляционных злодеев. А ведь одной из центральных идей Звёздного Пути, по его мнению, всегда была концепция принятия разных точек зрения, без необходимости делить всё на «хорошее» и «плохое». На одной из конвенций времен ТНГ жена Джина, Майджел Бэрретт, цитировала своего мужа: «Просто не может такого быть, чтобы представители целого вида были поголовно плохими!» «Ему эта ситуация ужасно не нравилась», — добавляла она от себя.

Слишком человечный и слишком злой основатель Клиенгонской империи Кэйлесс
(серия ТОСа «Завеса дикарства», персонаж создан всемогущим инопланетянином)
Слишком человечный и слишком злой основатель Клиенгонской империи Кэйлесс (серия ТОСа «Завеса дикарства», персонаж создан всемогущим инопланетянином)

Несколько переосмысленных клингонов планировалось использовать в так и не снятом полнометражном фильме «Звёздный путь: Планета Титанов» (Star Trek: Planet of the Titans). «Энтерпрайз» должен был соперничать с клингонами за возможность использовать технологии давно вымершей полумифической расы «титанов». Ситуацию отягощало наличие черной дыры в спорной системе, а также появление второго противника — могущественной расы цигнанов (Cygnans). Как рассказывают участники проекта, в одной из версий сценария была сцена, в которой клингонский лидер и коммандер Спок сражаются в скафандрах в открытом космосе…

Концепт-арт, созданный Ральфом Маккуорри для «Звёздный путь: Планета Титанов»
Концепт-арт, созданный Ральфом Маккуорри для «Звёздный путь: Планета Титанов»

От полнометражного фильма отказались в пользу разработки нового сериала. Для «Звёздного Пути: Фаза 2» был написан двойной эпизод под названием «Китумба» (Kitumba), в котором был показан радикально новый взгляд на клингонов.

Теперь «клингонами» называли элитную касту воинов Империи, другими кастами были «техносы» (ученые и техники) и все остальные «подданные», которым управляет Китумба через избираемого Главнокомандующего. Китумба, богоподобный церемониальный лидер, заседает на небольшой планете у самого солнца родной звёздной системы клингонов, а Главнокомандующий управляет империей из фактической планеты-столицы под названием Ултар.

Автор истории Джон Меридит Лукас позже признался, что сильно вдохновлялся средневековой японской культурой, но одновременно хотел придумать совершенно новых и необычных инопланетян. Позже многие наработки из этого сценария перекочевали в «Следующее поколение» и другие сериалы. Китумба стал Императором, а Главнокомандующий — Канцлером, империя оказалась разбита на феодальные кланы-дома, и у клингонов появились почти самурайские понятия о чести. (Позже «Китумбу» переработали в одноименный эпизод неофициального фан-сериала Star Trek: New Voyages / Phase II).

Пони Хортон в роли клингона К'Сиа (фан-фильм «Китумба»)
Пони Хортон в роли клингона К'Сиа (фан-фильм «Китумба»)

Второй сериал студия тоже свернула, а через несколько лет вернулась с совершенно новыми планами на полнометражный фильм.

Второе пришествие

На экранах кинотеатров отгремели «Звёздные войны» и студия «Парамаунт» решила бросить все силы на новый проект по «Звёздному пути». Джин Родденберри, сценарист и основной продюсер фильма, пригласил в качестве главного гримера Фреда Филлипса, с которым до этого успешно работал в ТОСе. Первое, о чем спросил Филлипс, увидев в сценарии клингонов – может ли он полностью переосмыслить грим, сделав их сильно более инопланетными и чужеродными? Родденберри разрешил, но обещал держать процесс под собственным контролем. Теперь у них были необходимые средства, сколько угодно времени, а главное — технологии грима вышли на совершенно новый уровень и, наконец, позволяли сделать что-то совсем необычное.

Эволюция клингоского грима: ТОС -> Планета Земля -> Звёздный Путь: Фильм (trekmovie.com)
Эволюция клингоского грима: ТОС -> Планета Земля -> Звёздный Путь: Фильм (trekmovie.com)

Гримеры нашли источник вдохновения в одном из неудачных проектов Джина Родденберри — «Планета Земля» (Planet Earth). В пилоте этого сериала была показана воинственная раса мутантов под названием «криги», у которых через всю голову проходит гребень-нарост. Хотя сам Джин не очень одобрял эту идею, Флетчер настоял на ней, и т.н. «черепные гребни» стали основной отличительной чертой клингонов на следующие несколько десятилетий. Однако их внешность в первом фильме достаточно серьёзно отличался от того, что мы увидели позже, особенно в сериале ТНГ, в дальнейшем грим активно видоизменялся.

Впервые для клингонского грима понадобилось делать слепки лиц актеров. Процесс был очень непривычным и длительным (до 3 часов), но, к счастью, времени было предостаточно. Грим был настолько сложным, что трех актеров, которые играли клингонов в фильме, невозможно было различать по лицам. Марк Леонард, игравший клингонского капитана, шутил, что проще всего их было различать по форме тела: один худой, другой толще, а третий высоченный.

Клингонские воины на боевом посту («Звёздный Путь: Фильм»)
Клингонские воины на боевом посту («Звёздный Путь: Фильм»)

Грим клингона из первой полнометражки «Звёздный Путь: Фильм» состоял из:

 1. Большое количество волосяных накладок на лицо: бороды, усы, бакенбарды и огромные брови.

 2. Парик, приклеенный с двух сторон на головную накладку, местами ниспадающий на плечи.

 3. Накладка на нос, делающая его больше и грубее.

 4. Черепной гребень: накладка, начинающаяся от носа и проходящая через лоб и всю голову до самой шеи.

Тестовые снимки вариантов клингонского грима для «Звёздный Путь: Фильм»
Тестовые снимки вариантов клингонского грима для «Звёздный Путь: Фильм»

Концептуально гребень предполагался как продолжение позвоночника клингонов, который врастает из спины на затылок и дальше продолжается к носу. Для себя гримеры решили, что клингоны как вид происходят от неких рептилий или ракообразных, у которых часто растут гребни через всё тело. За миллионы лет эволюции они растеряли все остальные внешние признаки, но этот нарост остался как напоминание о происхождении.

Дизайн наростов прошел через многие стадии. Режиссеру Роберту Уайзу первая версия показалась слишком радикальной и он предложил свой вариант: «представьте костяшки сжатого кулака, когда смотришь на них в лунном свете». Гримеры подумали: «ну ладно, сделаем костяшкоголовых!» (knuckleheads) – но такой вариант оказался совсем невыразительным. Все ещё раз подумали и решили сосредоточиться на позвонках, сделать что-то вроде хвоста лобстера. Таким и стал финальный вариант.

Персонажу Марка Леонарда (Клингонский капитан) поправляют грим во время съёмок («Звёздный Путь: Фильм»)
Персонажу Марка Леонарда (Клингонский капитан) поправляют грим во время съёмок («Звёздный Путь: Фильм»)

Похожая задача была поставлена костюмеру Роберту Флетчеру: к новому облику нужно было придумать совершенно новые костюмы. Одна из помощниц Флетчера рассказывала: «Бобу дали практически неограниченное время… он целыми днями придумывал, придумывал и снова придумывал этих клингонов». Костюмеры также переняли идею с необычным позвоночником клингонов и воплотили её в металлических вставках, которые проходят по центру доспеха на спине, как бы подчеркивая позвонки. Общий вид костюма стал сильно больше походить на воинские доспехи и имел что-то общее с обмундированием самураев средневековой Японии.

Концепты клингоских доспехов от Роберта Флетчера.
Слева - ранний вариант, справа - близкий к финальному.
Концепты клингоских доспехов от Роберта Флетчера. Слева - ранний вариант, справа - близкий к финальному.

Тогда же были придуманы классические декорации клингонского мостика, дизайн панелей и элементов управления; показаны первые надписи на клингонском и прозвучали первые слова на их языке.

В то время ещё не было классического клингонского, который Марк Окранд позже разработает для третьей полнометражки «В поисках Спока» (The Search for Spock). Сначала Родденберри нанял некого специалиста по диалектам из университета Калифорнии, но результат работы ему не понравился. Актер Джеймс Духан (Скотти) узнал об этой проблеме и предложил свои услуги. Языки и диалекты были его хобби, и он посчитал, что справится с задачей «за несколько послеобеденных часов». «Я взял что-то из монгольского и убрал оттуда почти все гласные», — вспоминает Духан. Получилось всего несколько восклицаний и возгласов, но этого вполне хватило на всю сцену.

Надпись на клингонском и клингонский компьютер («Звёздный Путь: Фильм»)
Надпись на клингонском и клингонский компьютер («Звёздный Путь: Фильм»)

Никакого экранного пояснения серьёзным физиологическим и культурным изменениям клингонов дано не было. В интервью Джин Родденберри и его коллеги говорили о возможностях современного грима, технологий и о том, что они наконец-то могут сделать клингонов почти такими, какими изначально их представляли. Джин теоретизировал: «На нашей планете есть разные расы людей, потому могут быть и разные расы клингонов, а те клингоны, которых мы видим в нашем фильме — просто принадлежат к другой расе». Гримеры и другие члены производственной команды взяли это объяснение на вооружение и до сих пор его используют.

Кор, Колот и Кэнг в ТОСе и ДС9.
На экране эти измения никак не были объяснены.
Кор, Колот и Кэнг в ТОСе и ДС9. На экране эти измения никак не были объяснены.

Строя планы на сиквел первой полнометражки, Родденберри собирался сделать фильм целиком о клингонах, однако этим планам не суждено было сбыться. Позже клингоны появлялись в четырёх из пяти оставшихся лентах про команду ТОСа. В двух из них они стали основной частью сюжета: фильм «В поисках Спока» наконец показал их настоящими антагонистами и во всей красе представил клингонский язык Окранда, а «Неоткрытая страна» (The Undiscovered Country) дал возможность взглянуть на ситуацию со обеих сторон и прокинул сюжетный мостик между «оригинальным» и «следующим» поколениями Звёздного Пути, показав момент примирения Федерации и Клингонской империи.

Дэвид Ворнер в роли Канцлера Горкона ( «Неоткрытая страна»)
Дэвид Ворнер в роли Канцлера Горкона ( «Неоткрытая страна»)

Впереди ждала целая эпоха новых ТНГшных клингонов, но об этом — как-нибудь в следующий раз.

Читайте нас:
в Телеграме - https://t.me/uglyklingons
в Твиттере - https://twitter.com/uglyklingons
и ВКонтакте - https://vk.com/uglyklingons