В России сейчас бурно идёт развитие дистанционного обучения. Это представляется панацеей от всех болезней нашего образования: дети в любом медвежьем углу смогут погрызть гранит науки по скайпу, студенты уже давно смотрят видеолекции, записанные их преподавателями. Появились такие ресурсы, как "Курсера", где тянущийся к знаниям человек сможет бесплатно или не очень узнать много нового и интересного, повысить уровень образования. Образование никогда не было так доступно!
Безусловно, получить знания в наше время стало чрезвычайно легко. Интернет сделал из человека постчеловека. Вместо пыльных библиотек - своё мягкое кресло (клетчатый плед и не нажатый вовремя курок) и весь мир на расстоянии щёлчка "мышки". Вопрос о том, кто как пользуется этим неисчерпаемым ресурсом, оставим для своего вдумчивого исследователя. Я же отмечу, что тема дистанционного образования вполне себе раскрыта в фильме "Башня из слоновой кости". Если вкратце: система дистанционного обучения не оправдала себя, её эффективность не выше, как мне помнится, 10%. Следовательно, прогрессивные американские вузы от неё отказываются. Это фильм 2014 года, к слову. А что ж у нас?
Один из идеологов современного образования, Пётр Щедровицкий, мечтает сделать дистанционным всё образование, начиная чуть ли не с детского сада. Самое дорогое время - это живое общение с преподавателем. Следовательно, его должно быть как можно меньше. Если сказано таким уважаемым человеком, то делается!
Человек - существо социальное, и становится человеком только в обществе себе подобных, учится общаться с другими в обществе себе подобных. Помните истории про всяческих Маугли? Кошка становится кошкой, даже если никогда не видела своих одноплеменников, кролик всегда ведёт себя как кролик. А человек - нет. И что же получается взамен классно-урочной системы?
1) Обучение на дому. Представьте себе ребёнка лет восьми, который вдумчиво выполняет задания с экрана компьютера, ловит каждое слово учителя. Представили? Не можете? А вот они представляют.
2) Модульное обучение. Как в США - ребёнок сам выбирает предметы, потом сдаёт зачёты и ему надо набрать минимальное количество баллов, чтобы пройти на следующий этап. Это частично реализовано в ЕГЭ: сдаёшь на минимальный балл математику, русский и свободен. Графу "Итого" в квитанции за квартиру осилишь.
3) Массовая потеря работы преподавателями. В вузах сделали так: за небольшую плату обязали преподавателей записать свои лекции на видео. А потом отняли у них лекционные часы, ведь студенты могут посмотреть видео этих лекций. Развивается также более прогрессивный способ: закупка лекций от элитных преподавателей из Москвы. В результате в вузах идут и идут сокращения. Не вписались в рынок.
Дистанционное образование само по себе не зло. Но это дополнительный, а не основной источник знаний! Дети, которые с младых ногтей будут видеть только монитор, каким образом смогут общаться вживую с другими людьми? Уже сейчас достаточный процент людей, особенно молодёжи, испытывают трудности с коммуникацией. Компьютер не сможет заменить учителя никогда: только человек сможет простимулировать ребёнка заниматься. Да и взрослого тоже! Коллектив также оказывает своё влияние: учащийся соотносит свои успехи и неудачи с другими, что позволяет ему понять, насколько хорошо он занимается.
Дистанционное образование в том виде, в котором оно сейчас внедряется в России - это умелая попытка скинуть большую часть государственных расходов на образование, которые и так невелики, ликвидировать недостаток учителей. Ведь если один "дистанционный" учитель сможет вести около тысячи человек и более (не надо ничего проверять, это будет делаться автоматически, не надо рассказывать, на то будут видеолекции), то оставшихся учителей вполне хватит.
Образовательной системе в её нынешнем виде остались считанные годы.
Вы тоже так считаете или у вас есть иное мнение?
За ваши лайки и репосты буду горячо признателен!