Найти тему
ГЛАЗАМИ ЗНАНИЯ

Смена религии

Оглавление

В чем собственно вопрос?

В виду процессов глобализации происходит ускоренное смешение культур и традиций. Информационные технологии и развитая транспортная инфраструктура привели к тому что сейчас как никогда прежде становится актуальным вопрос: «Как относится к тому, кто меняет религию? Как вообще относится к этому явлению?» В этом вопросе надо быть очень осторожным, потому что вера дает надежду на счастье, это внутреннее чувство сокровенно для человека.

Определение понятий

Для того чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно прояснить понятия «веры» и «религии».

Латинское слово «религия», "ре" - обозначает процесс восстановления «лигиос» - связи с Богом. Чаще всего сейчас это означает определенный общественный институт, которые дает свод правил и ограничений, мировоззрение, ритуалы, традицию проявления веры как внутреннего чувства в различных формам служения Богу.

А «вера» - это свойство сердца (души), проистекающее из самой природы вечной индивидуальности. Вера - это нужда крохотной духовной сущности в вечности, знании и блаженстве, которые она ищет в полном целом - Боге. Можно и по-другому определить: Вера - это поиск служения Богу.

Таким образом, вера - это внутреннее, а религия это внешнее. Вера, как нужда в своем источнике - Боге, неизменна, а религия - как способ исполнения внутренней духовной нужды может поменяться.

С точки зрения тех, чью религию оставили

Когда кто-то из единоверцев переходит в другую религию, то это воспринимается болезненно, потому как ставит под сомнение выбор оставшихся. Они думают и говорят, что их религия лучшая. Но когда кто-то оставляет лучшее и уходит в поисках счастья куда-то еще то это может вызвать сомнения и гнев. Чтобы избавить их от сомнений, лидеры религии будут осуждать тех, кто перешел из их религии в другую. Они называют их неверными, предателями, неудачниками и что их ждет ад.

Священные писания Вед поддержат веру человека какой бы она не была. Лишь бы удержать его в рамках определенной традиции, чтобы упорядочить его жизнь и помочь понять глубинные принципы жизни. Поэтому не сложно найти утверждения об исключительности выбранной религии. Это потому что Ведический канон ориентирован на всех, в нём есть наставления на все случаи жизни. И если их изучать без руководства духовного учителя человек придет к неверным выводам.

С точки зрения верующего, который сменил религию

Тех, кто сменил религию, называют изменником. Но человек ищущий Бога, более всего ценит приближение к Нему, поэтому он то как раз и не изменял Ему. С его точки зрения, большая часть людей в каком-то смысле ренегаты потому что отказались от поиска Его, и удовлетворились определенным комфортом сложившейся ситуации.

В религии есть внутренняя часть, она же существенная, а есть поверхностная или изменяемая, так как по своей природе временная. Внутренняя выражается в верности Личности Бога, в желании понять Его интересы и содействовать им. Если по-простому - любовь к Богу. В этом случае, все что дает дальнейшее понимание Личности Бога - все это воспринимается как благоприятное, а потому такое действие будет воспринято искателем Истины как верность Богу. А все то, что временно по своей природе так как продиктовано внешними обстоятельствами материального мира, которому свойственны постоянные изменения, считается вторичным поверхностным. К этому вторичному относится язык религиозных текстов, национальность, одежды священников или одежды, предназначенные для участия в священнодействии, ритуалы священно действий, то как выглядит прославление и служение Богу (песни, танцы, музыка). Если все это временное, а доказательством этого является то, что все это может меняется даже когда та же религия ассимилируется в другом народе, в другом месте. Например, одежды поменяются если религия, рожденная в южных регионах, переберется в северные. А потому все внешнее относительно и искатель не будет считать данные изменения как измену объекту своего поиска. Он не изменял своим идеалам. Такой человек руководствуется принципом - духовное развитие - это оставление относительного ради абсолютного. В конце концов религия - это материальный институт, а потому временный. Все эти религиозные организации как временные рекламные агентства духовного мира. Они постоянно конкурируют на религиозном рынке. И потом клиент имеет полное право поменять такое агентство на другое которое ему поможет больше. Заигравшиеся клерки этих агентств порой забывают свое главное предназначение - служение искателям истины, отходят от руководства святых, превращаясь в религиозную мафию.

С точки зрения Вед

Временная религия

В Ведах, написанных на санскрите, для обозначения религии, используется слово дхарма. Это слов состоит из двух частей «дхара» - поддерживать и «ма» - меня. То есть дхарма - это та деятельность, которая поддерживает мое бытие. То есть дхарма обозначает куда большее понятие чем латинское слово религия. В «Джайва-дхарме», в первой главе говорится, что в момент создания объекта закладывается его элементарная структура, которая определяет природу, главное качество и как следствие предназначение этого объекта. Это и есть дхарма этого объекта. То есть дхарма - это ключевое качество, природа, предназначение. Например, дхарма огня жечь, дхарма воды течь, а дхарма живого существа любить.

Поскольку человек суть соединение двух видов природы, духовной и материальной то и дхарма проявляется двояко. Материальная энергия навязывает вечной душе временную приобретенную природу и в следствии этого появляется временная дхарма (наймитик-дхарма) в форме обязанностей в обществе. Например, душа воплотившаяся в теле мужчины получает соответствующий долг (дхарму): стать заботливым сыном для своих родителей; стать мужем и отцом в своей семье; быть защитником своей земли и так далее. А так как к этому еще прибавляется особенность материального тела, в частности национальность, то и долг обретает соответствующую особенность, свойственную местной традиции, культуре, религии или законам.

Вот это все Веда называет временной дхармой или религией. Несомненно, она поменяется с возрастом, потому что на каждом этапе жизни свой долг или дхарма. Например, если девушка вышла замуж за мужчину другой религии, то ради гармонии в семье, она будет вынуждена принять религию мужа. Далее, долг поменяется со смертью тела. Сегодня душа думает, что она русская и потому обязана быть православной или родновером или еще кем-то. А завтра может быть она родится в теле китайца, американца или еврея и ее религия сменится. Но все эти обозначения останутся здесь, им нет места в мире Бога.

Кроме того, изменения происходят под влиянием самой временной религии. Душа очищается от следования предписанному Богом долгу. Из-за этого душа все больше обретает знание о Боге и в Его свете о себе. Так под влиянием вечной истины, даже выраженной во временных наставлениях, ее мировоззрение расширяется и углубляется, она начинает видеть Истину за рамками временной религии. И вследствие этого пойдет дальше, обратится к той школе, традиции, культуре или религии. которые будут благоприятны для ее развития именно в этот момент.

Вечная религия

Человек может за свою жизнь неоднократно поменять религию, но он не может изменить свою вечную природу и предназначение, выраженное в служении Богу. Последнее и есть вечная религия (нитья-дхарма), а все остальные временные. Их участь быть инструментом в руках святых - в этом случае они очень полезны. Но как только святые отходят от руководства ими, то данная религия начинает деградировать. Примеров в истории хоть отбавляй.

В вечности есть только одна религия или дхарма – служение Богу с любовью. Шри Кришна в «Бхагавад-гите», отвечая на один из самых важных вопросов – «Что делать?» объявляет своему другу Арджуне (18.66):

«Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего».

Поэтому поводу в «Шримад Бхагаватам» (11.5.41) написано: «Тот, кто нашел полное прибежище у Бхагавана Мукунды (Бога), благосклонного к предавшимся Ему, освобождается от обязательств перед богами, предками, обычными живыми существами, родственниками и гостями. Покорный только Мукунде, он больше никому не является слугой».

При этом надо помнить, что такой уровень святости крайне редок и попытка имитировать его приведет к гибели.

С точки зрения справедливости

Чтобы справедливо оценить выбор личности в вопросе смены религии нужно обязательно изучить причины этого.

В следствии законов этого мира

Если человек поменял свою религию (дхарму) вынужденно в следствии влияния места и времени куда привела его судьба то такой выбор справедлив и будет принят обществом. Ибо трудно плыть против течения или сопротивляться природе вещей.

Ради комфорта.

Но если ее выбор продиктован выгодами этого мира, то причем здесь служение Богу или исполнение долга. Долг находится на противоположной стороне от мирских привязанностей и чувственных наслаждений. Такой выбор справедливо осуждаем.

Ради того, чтобы испытать вдохновение, нового начала

Есть еще одна уникальная причина, побуждающая менять религии, школы, учителей и так далее. Вначале принятия религии человек испытывает подъем, вдохновение происходящее от внешних перемен. Приятно начать читать новую книгу, новую игру и так далее. Это поверхностное счастье. И некоторые становятся зависимы от этого приходящего счастья, поэтому ради новой его дозы поменяют все что угодно. Этот выбор лишь навредит человеку. Хотя некоторым надо дать возможность дойти им самим до окончательной ясности что это было глупостью.

Ради развития служения Богу

Выше я описал смену религии в связи с переменами в сознании, направленном на служении Богу. Такая предавшаяся душа чтобы не выбрала это будет правильно. Она не может ошибиться, ибо вручила себя на волю Бога. Такой выбор нужно всячески поддерживать.

В завершении этой статьи будет уместно процитировать ответ Юдхиштхиры Махараджа хранителю озера на вопрос - "Где найти подлинную религию?":

«... Подлинный смысл религиозных заповедей скрыт в сердце безгрешного святого, постигшего природу духа. Поэтому шастры (священные трактаты) гласят, что необходимо избрать тот путь совершенствования, который указывают махаджаны (великие люди, то есть святые)». Махабхарата» (Вана-парва, 313.117)

ОМ ТАТ САТ.

Подробнее о вечной религии можно почитать здесь:

http://ipbys.blob.core.windows.net/books/ru/podlinnaya_jizn_dushi.pdf