Найти тему
Thisis.Media

Вассалы без сюзерена: Как IT-гиганты приобрели власть, которой позавидует любой диктатор

Оглавление

Amazon, Google и Facebook из IT-стартапов выросли в неуязвимых колоссов, подчиненных лишь своим создателям: мегакорпорации, над которыми уже не властно ни государство, ни его величество рынок. И их владельцы с помощью этой власти намерены превратить себя в новых американских богов.

иллюстрации Анастасия Женуньк
иллюстрации Анастасия Женуньк

Товарищи! Очередная порция ужасающих новостей попала в нашу редакцию из-за океана! Состояние Джеффа Безоса, владельца живоглотской корпорации Amazon, превысило ВВП Грузии, Монголии, Эстонии и Армении вместе взятых! И скажите мне, товарищи, где справедливость? Пока невинные африканские дети умирают от голода, отдельные представители рода человеческого купаются в неприличных, тошнотворных богатствах! Более того, лакеи капитала продолжают богатеть, эксплуатируя труд рабочего класса! Удивительные цифры приводит исследовательская компания Oxfam: за минувший год 82% созданного в мире богатства достались одному проценту буржуазии! Только вдумайтесь, товарищи! Вот какие гнилые плоды преподносит миру капиталистическая система!

Деньги

В начале этого века на Западе началась новая "золотая лихорадка": башковитые программисты из кремнеземной долины и всякие особо буйные выпускники Лиги плюща открыли способ добычи ценнейшего ресурса. Ресурса, который гораздо дороже сверкающих камушков и черной маслянистой жижи, — информации. Но от информации мало толку, если ты не умеешь ею пользоваться. Главная заслуга отцов-основателей Google, Facebook и Amazon в том, что они нашли способ перегонки сырой информации в чистые деньги: использование big data в рекламе. Основные продукты этих IT-гигантов, будь то социальные сети, поисковики или торговые площадки, — это, по сути, цифровые посредники между несколькими пользователями или пользователями и бизнесом. Посредники, которые берут в качестве комиссионных немного вашей личной информации. Естественно, лишь для вашего удобства: чтобы показывать только релевантную рекламу.

Facebook продает контекстную рекламу, Google — рекламу в виде ссылок в поисковой выдаче, а Amazon — рекламируя товары на своем сервисе. И на данный момент эти компании — крупнейшие торговцы рекламой, которые занимают 61% мирового рынка. Иронично, что самые богатые корпорации, прибыли которых сопоставимы с ВВП небольших стран, не производят вообще ничего. А их владельцы превратились в эдаких Мистеров-Твистеров, без заводов и пароходов, но с огромной рыночной властью.

Четыре из десяти самых популярных социальных сети принадлежат Facebook: помимо самого детища Цукерберга и отдельного мессенджера, компания владеет WhatsApp и Instagram. Суммарно они насчитывают 5,8 миллиарда активных пользователей. Google обрабатывает 91 процент всех поисковых запросов в мире, а Amazon только в США занимает 49 процентов рынка онлайн-торговли.

Мощь этих гигантов основана не только на сверхприбылях от информационных приисков, но и на «эффекте вовлеченности». Чем больше людей пользуется Фейсбуком, чем больше сайтов индексирует Google, а Amazon регистрирует продавцов, тем удобнее и популярнее становятся эти сервисы. Именно поэтому состязаться с IT-Голиафами на их поле просто невозможно, ведь необходимо не только создать интересный продукт, но и убедить людей пользоваться им. При этом колоссы пристально следят, чтобы никто не мог посягнуть на их монопольное положение, выкупая потенциальных конкурентов на старте, как это произошло с Instagram, либо просто уничтожая их. Кто-нибудь помнит Snapchat: социалку, в которой твои фотографии исчезали через 24 часа? Ее пытался выкупить сначала Google, а потом и Facebook. После отказа Цукербергу принадлежащий ему Instagram просто украл основную фишку Snapchat, и акции соцсети начали стремительно дешеветь.

Поэтому говорить, что "рыночек все порешает", может только школьник, осиливший пару экономических статей на "Википедии" и живущий в своем воображаемом либертарианском мирке. В реальности же, пока товарищи конгрессмены ковырялись в носу, IT-стартапы выросли в неуязвимых гигантов, подчиненных лишь своим создателям. Титанов, которые просто пожирают или растаптывают любых конкурентов. Инцидент с утечкой данных и Cambridge Analytica, многомиллиардные судебные иски и допросы в сенате поставили бы любую другую компанию на эшафот. Но Facebook до сих пор остается на плаву. Несмотря на снижение капитализации, корпорация показывает стабильные прибыли (хоть и не такие большие, как ожидали инвесторы), а Цукерберг все так же продолжает стоять у штурвала компании.

Власть

И вроде бы черт с ним — ну подмяли они под себя рынок, и что с того? Сервисы становятся удобнее, да и за регистрацию никто денег брать не собирается: все для людей! Однако уже упомянутый скандал с Cambridge Analytica наглядно показывает, чем опасны такие информационные монополии, которыми, де-факто, является наша троица. Big data, сотканная из петабайт личной информации, открывает практически безграничные возможности для манипулирования массовым сознанием. Огромное количество самой разнообразной информации, которая накапливается на серверах Alphabet (холдинга-наследника Google), Facebook и Amazon, приводит к концентрации власти в одних руках. Власти над умами миллиардов человек, которая и не снилась политиканам со своими примитивными ядерными дубинками. Напомню, Cambridge Analytica моделировала психограммы человека на основе украденных данных миллионов пользователей Facebook.

“Психограмма анализирует личность человека, его чувства, надежды, страхи. С помощью этих данных можно влиять на поведение людей: например, на их политический выбор. Наши данные, наши исследования лежали в основе всей предвыборной кампании Дональда Трампа” (Кристофер Уайли, бывший сотрудник Cambridge Analytica).

“МЫ СОБРАЛИ ПРОФАЙЛЫ ДЕСЯТКОВ МИЛЛИОНОВ ЛЮДЕЙ. А ПОТОМ ИСПОЛЬЗОВАЛИ НАШИ ЗНАНИЯ О НИХ, ЧТОБЫ МАНИПУЛИРОВАТЬ ИХ ВНУТРЕННИМИ ДЕМОНАМИ” (АЛЕКСАНДР НИКС, БЫВШИЙ ГЛАВА CAMBRIDGE ANALYTICA).

И как будет использована эта власть, зависит лишь от воли горстки людей, ограничить которую не способны ни рыночные механизмы, так как конкуренты просто душатся в зародыше, ни потуги американских и европейских законотворцев. При этом стоит помнить, что цель любого бизнеса — это, прежде всего, прибыль. А всякие благородные корпоративные лозунги — всего лишь ширма, придуманная PR-отделом для наивных фунтиков. Видимо, именно поэтому Пейдж и Брин отказались от пафосного слогана «Не быть злом» в пользу более прагматичного «Делай правильные вещи». Правильные, видимо, с точки зрения финансовой отчетности: в прошлом году благодаря информационной утечке стало известно, что Alphabet работает над проектом «Dragonfly». «Стрекоза» — это новый поисковой движок, который «на уровне глубинного кода скрывал бы цензурирование запросов» в идеальном соответствии определенным требованиям. Иными словами, внешне Google с вмонтированной в него Стрекозой выглядел бы как совершенно обычный поисковик, пропитанный духом демократии, и пользователь даже не догадывался бы, что часть результатов поиска просто скрывается. Сделано это было с целью возвращения на китайский рынок, однако ничто не мешает владельцам Alphabet экспортировать свою Стрекозу в страны «суверенной демократии». Вещая о важности либеральных ценностей — свободе слова, равенстве и прочей шелухе, в реальности корпорации кладут на них огромный железобетонный болт. Как говорится, «ничего личного — просто бизнес».

иллюстрации Анастасия Женуньк
иллюстрации Анастасия Женуньк

Да, Цукерберг божится, что грудью закрыл информационную брешь в Facebook, а проекты наподобие Dragonfly и искусственного интеллекта для военных заморожены под давлением общественности. Но вы всерьез думаете, что IT-гиганты оставят такой жирный кусок пирога и не найдут достаточно умных и беспринципных людей, готовых за звонкую монету молча продолжить работу? А главари этих мегакорпораций еще долго будут сидеть на корпоративном троне или чахнуть над контрольным пакетом акций, скупая и конкурентов, и все высокотехнологичные стартапы. По сути, они сосредотачивают в своих руках не только власть над умами миллиардов, но и власть над будущим. Учитывая мессианские замашки выскочек из кремниевой долины, ситуация становится совсем уж скверной.

Гордыня

Помимо трат на бесполезную мазню от современных художников, содержание гарема эскортниц и прочие атрибуты «успешного человека», сильные мира сего активно вкладывают деньги в разработку фонтана бессмертия. Специально для этого в 2013 году Ларри Пейдж основал фонд Calico, главная задача которого — найти способы продления жизни. Соратниками Пейджа в священной войне со старостью стали Сергей Брин, глава совета директоров Apple Артур Левинсон и основатель Google Ventures Билл Марис.

"ДА, Я ПОЯВИЛСЯ, ЧТОБЫ УМЕРЕТЬ, НО НА САМОМ ДЕЛЕ НЕ ПЛАНИРУЮ ЭТОГО ДЕЛАТЬ" (СЕРГЕЙ БРИН).

К 2017 году в работу исследовательской лаборатории инвестировали около одного миллиарда долларов. А вот Джефф Безос и Питер Тиль, основатель Paypal, предпочитают вкладывать деньги в Unity Biotechnology: стартап, главная цель которого — остановить старение клеток. На сегодняшний день Unity получила 116 миллионов долларов финансирования. Конечно, инвесторы в один голос говорят, что плоды исследований будет пожинать все человечество. Однако, скорее всего, под «человечеством» понимается тот самый один процент из отчета Oxfam, ведь цена на эти плоды будет невероятно высокой.

А обессмертив себя, они обессмертят свое потомство. Даже если слухи о прорывных успехах доктора Хэ Цзянькуй сильно преувеличены, технологии редактирования генома активно развиваются. И наивно полагать, что в них не инвестируют помешанные на бессмертии миллионеры. И к моменту, когда технологии редактирования генома или продления жизни станут доступны в вашей районной поликлинике по медицинскому полису, предприниматели из кремниевой долины превратятся в касту полубогов, восседающих вне досягаемости для плебеев на горе Олимп. Только не той, что в Греции, а той, что на Марсе. Вот такие мифы далекого будущего.

Но давайте взглянем на эту ситуацию с другой стороны. Да, корпоративные королевства, возглавляемые взбалмошными государями-миллиардерами, может быть, и зло. Но зло необходимое. Большинство прорывов в робототехнике, искусственном интеллекте и других технологиях были сделаны либо частными корпорациями, вроде Boston Dynamics, либо на частные деньги. А первые яблони зацветут на Марсе, возможно, и вовсе благодаря одному эксцентричному миллиардеру, одержимому космосом. И все это — без шаражек, всесоюзных строек или непомерных налогов. Для покорения космоса не нужны больше никакие всеобщие трудовые подвиги: мегакорпорации приближают светлое (по крайней мере, для их владельцев) будущее, пока вы чиллите на диване под сериальчик, и не требуют от вас ничего взамен. Однако не окажется ли цена этого мнимого комфорта слишком высокой — вопрос все еще открытый.

Цветущая яблоня — наша Телега.