Найти в Дзене
Oneday — onestory

Репетиция Рокфеллера

Есть такая разновидность коммуникации, когда тебе надо немножечко больше, чем оппонетнту. Очень тяжёлая и неприятная. Люди и так-то не слишком любят отдавать, договариваться, быть гибкими. Все это — страх перед смертью.

Каждый из нас хоть раз задумывался о том, «что останется после меня». Чаще всего найденные ответы нам не нравятся. Поэтому любое посягательство на сферу своих интересов и компетенций человек воспринимает как отрицательную инвестицию в будущую память о себе. Здесь же, кстати, природа зависти: люди завидуют друг другу в том, где сами хотели бы преуспеть, когда видят потенциал или трудолюбие, превосходящие их собственные. С другой стороны, такие переговоры — и вызов, и проверка (для всех сторон), и прививка, и закалка, — получить свое не теряя достоинства.

Когда я работала в газете, к нам толпами ломились журналисты, корреспонденты, внештатные авторы, колумнисты, публицисты, поэты, прозаики, песенники, астрологи, авторы классических кроссвордов и судоку, художники, иллюстраторы и, ну конечно, городские сумасшедшие. Отвечать им сегодня было бы легко, но раньше, кроме имейлов, письма были бумажными, и их приносили мешками. Настроение любого редактора портилось при виде этого лохматого и пузатого чудовища. Потому что мы старались ответить хотя бы большинству. Потому что мы не удовлетворяли потребности, а задавали тон, поднимали за собой.

Уже тогда я ратовала за важность обратной связи. Я и сейчас убеждена, что вежливый и аргументированный отказ делает одного человека на планете счастливее: ему уделили внимание, ему дали мотивацию работать дальше и шанс преуспеть. Ведь ошибки можно исправлять, только когда знаешь, что не так. Мало кто пишет "Маленького принца" и изобретает айфон с первого раза. Неответы селят на планете обиды и злость. А цивилизация развивается только благодаря коммуникации и коллаборации — диалогу и сотрудничеству.

Лучше всего человек проявляет себя в общении с теми, от кого ему (в моменте) ничего не надо. Вот тут самоутверждаются, возвышаются и упиваются собственным величием те, кому в переговорах надо чуточку меньше или вообще ничего, бюрократы, директора шлагбаумов и проходных. Напротив, все по-настоящему успешные и уверенные в себе люди всегда открыты и деликатны. Они не сомневаются, что поделившись своим мнением, знанием, возможностями и даже бутылкой шампанского, они найдут новые способы стать еще лучше и круче. Когда ко мне обращаются с просьбами и пожеланиями, а я, например, вымотана и устала, я сразу представляю себя Рокфеллером. Что сделал бы он на моем месте? Улыбаюсь, выслушиваю, обещаю подумать и прошу напомнить о себе письмом. Если человеку действительно важен предмет разговора — он обязательно напишет.

Главное правило переговоров, которое я вывела для себя за годы упражнений, — никогда, ни за что, ни с кем, ни при каких обстоятельствах не опускаться до троллинга, подколов, неприкрытого негатива и неприятных формулировок. В этом случае переговоры обречены на провал с осадком для обеих сторон, а лучшее, чего можно добиться, это сиюминутное облегчение паровой системы. Но стратегический провал намного масштабней: вы не получили необходимое, вы испортили отношения и собственное реноме, вам, наконец, станет стыдно-стыдно за свое поведение, а по планете уже ходит человек, который (+ все его окружение) вам не рад. Любопытно, что одинаково обидно не получить, нарушив это правило, крутой проект и столик в любимом ресторане.