Найти тему
История и истории

Пьют молоко вместе с кровью: пугающие традиции древних пруссов

Оглавление

Древние пруссы, обитавшие некогда на южном побережье Балтики, были в общем-то добрым народцем. Приветливым и гостеприимным. Датский хронист Саксон Грамматик, описывая приключения легендарного викинга Рагнара Лодброка, рассказывает, что конунга и его войско очень тепло приняли на прусской земле и даже вылечили от поноса, который наслали на викингов маги таинственной северной страны Бьярмии, которую Рагнар пытался покорить.

Сражение пруссов и тевтонских рыцарей. Современный рисунок. Источоник: mirtayn.ru
Сражение пруссов и тевтонских рыцарей. Современный рисунок. Источоник: mirtayn.ru

Другой древний автор, Адам Бременский, о пруссах также хорошего мнения, называет их доброжелательными, всегда готовыми помочь тем, кто терпит бедствие в море вблизи их земли. И еще - спасти от пиратов, которыми кишело в те времена Балтийское море. И цены бы не было этим пруссам, продолжает Адам, если бы они лояльнее относились к христианам, время от времени забредавшим в их края, чтобы учить язычников слову Божию. Но пруссы, всегда готовые помочь попавшим в беду, терпеть не могли, когда им что-то навязывали. Поэтому христианских миссионеров нередко убивали, как это случилось с проповедником Адальбертом в конце X века. Пруссы были слишком свободолюбивы и слишком ценили свои древние верования и обычаи, которые Адама Бременского если не шокировали, то уж точно удивляли.

"Они употребляют в пищу мясо вьючных животных, используют в качестве питья их молоко и кровь, так что, говорят, даже пьянеют, - сообщает хронист. - Эти люди зеленоглазы, краснолицы и длинноволосы. К тому же они, затерянные в непроходимых болотах, не желают терпеть над собой никакого господина".

Гораздо строже относится к прибалтийским язычникам другой христианский хронист - Петр из Дусбурга, автор монументального труда "Хроника земли Прусской". У него целая глава посвящена описанию религии и образа жизни пруссов, и лояльности к древним балтским племенам в этом описании нет совершенно. Ибо, отмечает Петр, погрязли они в пороке:

"Пруссы не имели понятия о Боге. Поскольку они были глупцами, то разумом не могли постичь Его, а так как письменности у них не было, то не могли созерцать Его и в Писании... И поскольку они не знали Бога, то случилось, что в заблуждении своем они всю природу почитали вместо Бога, а именно солнце, луну и звезды, гром, птиц, также четвероногих, вплоть до жабы".
Главные прусские боги на цветной гравюре XVII века. В центре - Перкунас. Источник: Википедия
Главные прусские боги на цветной гравюре XVII века. В центре - Перкунас. Источник: Википедия

Хотя некоторые параллели с христианством, по мнению Петра из Дусбурга, у пруссов все-таки имелись:

"Пруссы верили в воскрешение плоти, однако не так, как следовало. Ибо они верили, что, если кто-то является знатным или незнатным, богатым или бедным, могущественным или бесправным в этой жизни, таким он будет после воскрешения в будущей жизни. Вот почему случалось, что с умершими нобилями (представителями знати - Ред.) сжигались оружие, кони, слуги и служанки, одежда, охотничьи собаки и ловчие птицы и прочее, относящееся у них к военному делу".

Верховным жрецом у пруссов был Криве. Священное место называлось Ромове, название которого Петр из Дусбурга возводит к Риму (вероятно, ошибочно), добавляя при этом, что Криве был для пруссов кем-то вроде римского папы. И ни одного важного решения не могло быть принято без одобрения этого жреца, "хранящего вечный огонь". Кстати, огонь Криве хранил не просто так, а чтобы исполнять определенный ритуал.

"После победы они приносили жертву своим богам и от всего того, что досталось им победой, третью часть подносили упомянутому Криве, который это сжигал", - рассказывает Петр из Дусбурга.

Что касается светской жизни, то и тут немецкого хрониста многое в пруссах удивляло. Например, свадебные традиции:

"Согласно древнему обычаю пруссы до сих пор следуют тому, что жен своих покупают за определенную сумму денег. Вот почему муж относится к ней, как к служанке, и она не ест с ним за одним столом, и каждый день моет ноги домашним и гостям".

Или обычай кровной мести, характерный, к слову, практически для всех язычников, да и для некоторых христиан (достаточно вспомнить Сицилию и коза ностру):

"Если у пруссов совершается убийство, то примирение наступает только после того, как этого убийцу или его близкого убьют родичи убитого. Когда по неожиданному стечению обстоятельств они сталкиваются с непреодолимыми трудностями, то обычно кончают самоубийством".
Пруссы убивают святого Адальберта. Барельеф на двери костела в польском Гнезно. Источник: bigenc.ru
Пруссы убивают святого Адальберта. Барельеф на двери костела в польском Гнезно. Источник: bigenc.ru

Всё это плохо кончилось для пруссов. Их обычаи, их вера, их язычество стали формальной причиной для того, чтобы папа римский в XIII веке объявил против них крестовый поход. Фактически, конечно же, дело не в религии, а в расширении жизненного пространства, которое потребовалось христианским соседям язычников. Из Святой земли пригласили братьев Тевтонского ордена. И они за несколько десятилетий покорили Пруссию огнем и мечом, навязав доброму языческому народцу новую веру и новый язык - немецкий.

Так пруссы стали пруссаками.

©Алексей Денисенков

Понравился текст? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал История и истории!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Кем были древние русы — викингами или славянами?
«Плетеный человек» — жуткий обычай древних кельтов